Cегодня Елена Проклова востребована не только в театре и кино, скоро она дебютирует на телевидении в качестве соведущей программы Первого канала "Малахов плюс", которая рассказывает о способах лечения народными средствами без лекарств.
Мы встретились в Театре на Таганке перед спектаклем. Показываю эпиграмму Валентина Гафта "Леночке Прокловой". Оказывается, не знала, что мэтр и по ней прошелся своим едким пером. Читает вслух осторожно, явно ожидая подвоха:
Девчонкою запомнилась в кино.
Пришла к тебе известность рано.
Хоть женщиною стала ты давно...
Нас постоянно радуешь с экрана.
Комментарий краткий, но удовлетворенный:
- Вот хулиган...
Я В ЮНОСТИ БЫЛА СУМАСШЕДШАЯ
- Елена Игоревна, мало кто из юных дарований, сверкнув в нежном возрасте, смог остаться с годами востребованным кинематографом. Как вам это удалось?
- Если честно, то я сниматься не горела особым желанием. Поскольку дедушка был артист с несложившейся судьбой, в нашем доме считалось, что актерская профессия - одно из самых страшных зол, которые только могут быть. И поэтому, когда все это случилось, со мной обращались очень строго, я рано почувствовала ответственность перед коллективом, я не имела права не выучить текст, я должна была все восемь часов быть готовой к работе. Словом, с раннего детства я стала относиться к этой профессии не как к возможности блистать, что чаще всего бывает, когда ребенок ослеплен успехом, у него кружится голова, а как к достаточно тяжелому труду.
- Значит, звездная болезнь, всякие соблазны, искушения вас минули?
- Мимо меня пролетели. Да и карьера сложилась так, что не было такого - фильм сняли, и проснулась знаменитой: слава, весь мир под ногами! Нет, только закончилась работа в картине "Звонят, откройте дверь!" - началась "Снежная королева" и так далее. То есть слава, она была, но где-то далеко. Возможности ею насладиться у меня не было никогда.
- А поклонники, корзины цветов, мешки писем?
- Мне это нравится. Я из тех женщин, которые любят, когда много поклонников. Я думаю, что у каждой "звезды" советских времен такого внимания было в изобилии. Грустно, что сейчас все съехало на такую... не очень долгую популярность и не очень эффектную. Люди и цветов мало дарят, и писем не пишут.
- Тем не менее в одном из интервью вы говорите: "Для меня было бы большим наказанием вернуть молодость. В юности мной руководили капризы, затмевала страсть... " Интересно, какие глупости вы могли натворить в 17 лет?
- Ой, Боже мой! Да влюбленности, бросания профессии, уходы из дома, какие-то поездки, бессмысленные поступки... Да все, что угодно, я такая сумасшедшая была в юности!
- Например?
- Например, я запросто могла взять и уехать в горы со случайными попутчиками. Помню, в соседнем купе ехали альпинисты, я позвонила маме и сказала, что еду "штурмовать Эверест". Это был шок! Естественно, потом я получила дома по полной программе, но я это сделала.
- Взяли Эверест?
- Это было на Кавказе, и это были не очень высокие горы, но мы дошли до снега. Я вообще такой... экстремал.
- Случайно не из этой серии ваше первое замужество в 16 лет - якобы "из-за красивого свадебного платья"?
- Пожалуй. Подружка выходила замуж за моего брата. Было сшито красивое подвенечное платье. Мне вдруг страшно захотелось иметь такое же. Но этот шаг не был совсем уж глупостью, все-таки я выбрала ухажера, который мне тоже немножко нравился. То есть, знаете, я подогнала все обстоятельства под свою идею. Это я сейчас понимаю, что это был опрометчивый шаг, а тогда у меня был, наверное, миллион веских аргументов "за".
В КАКОЙ ГРАФЕ ЧИСЛИТЬСЯ
- Вы до кино серьезно занимались гимнастикой. Была вероятность, что станете, например, чемпионкой мира?
- И вполне реальная! Два года потом родителям звонили тренеры: "Вы совершаете большую ошибку, у вашей девочки такое будущее, вы просто не понимаете, что делаете!" Мы занимались в одной группе с Олей Корбут, и она всегда была второй... после меня. Помню, жутко плакала, переживала. Мне давалось вообще все легко и без труда, а у нее только к пятому занятию получалось то, что я делала сразу. И она стала чемпионкой мира. Так что мое тщеславие немножечко меня подогревает. Приятно думать, что и я могла бы...
- Не раздражает, когда вас называют "секс-символом 80-х", "самой знаменитой девочкой СССР"?
- Что значит "раздражает"? Людям же надо меня в какую-то графу записать. В конце концов моя профессия подразумевает публичность, я же не играю дома перед зеркалом. А публичность диктует некие свои законы. Ну хочется, чтобы даже в советской стране был секс-символ? Пожалуйста! Наверное, быть просто секс-символом обидно, а вот с этой точки зрения - приятно. Ко мне, я помню, даже приезжали из Франции снимать кино "Первая секс-звезда Советского Союза". Жаловались, мол, пришлось пройти тысячу инстанций, чтобы позволили снять такую пикантную тему о советской артистке. Действительно - бегали кагэбэшники по маминой квартире, проверяли все подряд, решали, что убрать, "правильная" ли картинка висит, что говорить, что не говорить.
- Сняли?
- К сожалению, в итоге все равно получилось, на мой взгляд, в какой-то степени политизированно. Французы ожидали, что я, подготовленная соответствующими органами, буду сидеть и талдычить: "Секса в стране нет!" - но я не оправдала их надежд в этом смысле. Правда, расставаясь, они сказали: "Потрясающе, в СССР действительно есть сексуальные женщины".
МОЙ АНДРЕЙ
- Наверное, чтобы завладеть вашим сердцем, мужчины пускались на всякие ухищрения?
- Были и щедрые ухажеры, и богатые подарки. А самый невероятный поступок совершил мой нынешний супруг, который на заре своего ухаживания совершил настоящий мужской подвиг. Однажды (а было это в Сибири, на берегу одного из северных морей) мы с ним серьезно поругались, меня пригласили кататься на яхте, и я отправилась. Во-первых, еще ехать до побережья черт-те сколько, во-вторых, море бескрайнее, одних только яхт-клубов в этих местах аж 64! В-третьих, мы вообще плыли куда глаза глядят. Но на третьем часу моего морского путешествия я вижу лодку, в которой стоит... мой Андрей. Мое потрясение было такое, что я, не раздумывая, прыгнула в воду и поплыла навстречу. Был шок не только у меня, но и у всех вокруг, потому что невероятно, как он смог посреди этого безбрежного водного пространства, при таком количестве яхт найти одну-единственную...
- Какими мужчина должен обладать качествами, чтобы подходить под ваш тип?
- О! У меня такой безобразно сложный женский тип. Я очень сильный человек! И очень самодостаточный - мне с самой собой безумно интересно. То есть для того, чтобы меня увлечь, нужно быть сильнее меня, интереснее, изобретательнее, веселее...
- Неужели такие попадаются?
- Бывает, слава Богу! Но нечасто.
- Рассказывая о своей семейной жизни, вы говорите, что мужу всегда оставляете лазейку под названием "свобода". Что это значит?
- Дело в том, что мужчины... Я никогда не возьмусь утверждать, что я что-то понимаю в этом "разделе" человечества, но я знаю однозначно, что мужчина должен быть свободен.
- А рамки?
- Какие могут быть у свободы рамки! Свободен, и все. Другое дело, что надо выбирать себе в партнеры человека, нравственность которого не вызывает сомнений, и надо быть уверенным, что этот человек не совершит нечто такое, что у тебя волосы встанут дыбом. Тут важен момент выбора. А дальше - надо доверять. Все остальное - факт его биографии.
- У женщины какие-то рамки должны быть?
- Например, я - безумно преданный человек и очень верный. Иногда даже мне бы и стоило чего-нибудь эдакое сделать, но мне неинтересно, понимаете? И я считаю, что настоящая женщина именно такой быть и должна. Но при этом я обожаю кокетничать! Ну нравится мне это! Мне нравится, когда в обществе на меня обращают внимание, когда говорят комплименты, я не вижу в этом ничего дурного. И я себе это позволяю, и мне позволяет это мой муж. Я ему за это безумно благодарна, и мне больше ничего не нужно.
ПОМОГАЙ ЛЮДЯМ!
- Елена Игоревна,в программе "Малахов плюс" вы будете рассказывать о народной медицине. Почему первый канал остановился именно на вас?
- Думаю, одна из причин - то, что я частая гостья многих передач канала и там знают, что я не боюсь камеры, умею свободно общаться и находить максимально быстро общий язык с людьми. А другая - нетрадиционной медициной я увлекаюсь всю свою жизнь, а поскольку езжу много, то у меня действительно богатый опыт и есть чем поделиться со зрителями.
- Лично для себя какие интересные открытия сделали в процессе съемок?
- Каждая передача - это новое открытие. Например, я была потрясена одним из сюжетов. Речь шла о девочке со страшным диагнозом - прогерия: в одиннадцать лет она выглядит как старушка. Я безумно волновалась перед этой съемкой, мне, как и каждой женщине-матери, достаточно сложно себе это представить. И когда я увидела этого совершенно обворожительного ребенка, и когда прямо в студии мы нашли возможность ей помочь конкретно... Словом, когда я пришла домой, у меня был праздник на душе.
- Если не секрет, чем помогли?
- В зале оказался очень известный косметолог-хирург, один из лучших специалистов по этим проблемам. И когда я сказала: "А если мы все вместе вас попросим помочь девочке?" - он потрясающе ответил: "Здесь нужно совсем по-другому ставить вопрос. Это я вас прошу, чтобы мне позволили этому человеку помочь!"
РЕЦЕПТ КРАСОТЫ
- Вам принадлежит замечательная фраза: "Женщина должна быть красива любой ценой". Что имеется в виду?
- А то, что нельзя относиться к своей внешности как к само собой даденному! Как музыкант должен играть и развиваться, как художник должен писать картины, так и красивая женщина обязана своей красотой за-ни-мать-ся.
- Отсюда плавно вытекает вопрос: как вам удается так замечательно выглядеть?
- Я не считаю, что я очень красивая. Я такая усредненная, просто тот процент красоты, который мне достался, достаточен для того, чтобы получать удовольствие от жизни, но не быть под бременем этой красоты. Я делаю все, что в моих силах. Я живу в деревне, дышу чистым воздухом, питаюсь фруктами и овощами со своих грядок, сама ловлю рыбу в пруду, не запускаю свои недуги, любуюсь красотами природы и слушаю по утрам пение птиц. А спортзал - это мои сад, огород и дом...
- А есть свой собственный стопроцентный рецепт "от Елены Прокловой" как остаться красивой?
- Всегда делать то, что ты в данный момент считаешь правильным. И не бояться отказаться от того, что ты ошибочно считал правильным вчера.