ЕВГЕНИЙ КИНДИНОВ: Я ОСТАЛСЯ ВСЕ ТЕМ ЖЕ РУБАХОЙ-ПАРНЕМ

Нынче Евгения Киндинова не часто можно увидеть на экране, хотя в 70-80-е годы он был одним из самых популярных киногероев. Вспоминая такие фильмы, как "Городской романс", "Молодые", "Старые стены", "Романс о влюбленных", "Таежная повесть", вы сразу представляете обаятельную, широкую улыбку, открытый взгляд, словом, неотразимость. Сейчас, кажется, таких героев и не встретишь в кино. Если вы все же хотите увидеть любимого артиста, советую вам сходить на мхатовские спектакли "Рождественские грезы", "Художник, спускающийся по лестнице", где он занят. Киндинов очень легко идет на контакт, умеет слушать собеседника. Поэтому и беседа наша протекала легко, хотя время было позднее и актеру после спектакля следовало отдохнуть.

- Евгений Арсеньевич, вам, как выпускнику Школы-студии МХАТ, известно, что в императорских театрах существовал возрастной ценз для артистов: после 45 лет их отправляли на пенсию, и только для особо выдающихся лицедеев царь делал исключение. Наверное, такой закон существовал не случайно. Вы согласны, что актер - профессия для молодых?
- Ваш вопрос с подковыркой. Но давайте вспомним моих любимых артистов Павла Луспекаева, Евгения Лебедева, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева. Когда я с ними познакомился, им было больше 45 лет, но годы для них не были помехой, скорее, наоборот, богатый опыт помогал в создании выдающихся образов. Ведь недаром Станиславский говорил, что главное в игре артиста - это движение его души. Поэтому нет ничего интереснее, как наблюдать меняющегося на твоих глазах героя, даже если пьесу знаешь наизусть. Тело стареет, а душа никогда.
- От актерства можно устать?
- Можно. В первую очередь устаешь от разочарований, поскольку всегда надеешься, что роман с ролью случится и родится нечто важное для тебя и для тех, кто это будет смотреть. К сожалению, такое происходит не часто, и это совсем не зависит от физической нагрузки. Когда я играл в Театре имени Моссовета Митю Карамазова в постановке "Братьев Карамазовых", то за спектакль менял несколько мокрых от пота рубашек, но при этом чувствовал себя бодро. И, с другой стороны, исполняя роль доктора Львова в чеховском "Иванове" в паре с Иннокентием Смоктуновским, я безумно уставал, поскольку внутренне был не в ладах с ролью.
- Скажите, с новым поколением режиссеров вам сложнее работать, чем с прежними мастерами?
- Сейчас постановщики и актеры больше внимания уделяют внешнему рисунку роли, а не психологии образа. Оно и понятно, ведь они работают на публику, которая приходят в театр не с вопросом: как жить, а развлечься, душевно не затрачивая себя. Вы попробуйте сегодня попасть на комедию "Лес", идущую у нас на аншлагах. Фигушки. Публика визжит от восторга, когда видит на сцене не традиционную помещицу Гурмыжскую, а вдову высокого партийного начальника 70-х годов ХХ века. Это всем понятно и знакомо, зрители разделяют издевательский подтекст режиссера и наслаждаются игрой символов, глупостью прежде неприкасаемых персон.
- А вы разделяли убеждения своих героев, снимаясь в "Городском романсе", в "Молодых"?
- Конечно, разделял. А вы нет? Ведь мы тогда все были убеждены, что строим светлое будущее. К тому же родился я в обыкновенной рабочей семье. Папа приехал в Москву из Рязанской области 20-летним пареньком, у нас не было репрессированных родственников. Помню, когда в 1953 году умер Сталин, меня, семилетнего мальчишку, один сосед спросил: "Переживаешь?" - Я ответил: "Да", - и по его выражению лица понял, что это ему не понравилось. А потом, когда я уже стал студентом, то на черном рынке знакомые ребята давали нам на день-два почитать книги Солженицына, потому что мы не могли их покупать по 100 рублей. Вот тогда я кое-что начал понимать. К тому же все мои герои в известных фильмах 70-х годов были бесшабашные простые парни и, кроме любовных мук, других и не испытывали. Ну а моя фактура мне в этом помогала.
- Наверное, вы влюбчивый человек?
- Да. И в молодости, и сейчас тоже.
- Скажите, а что вас привлекает в женщинах? Красота?
- Красота, как говорят, это поплавок, который существует на поверхности воды, а дальше идет загадка, тайна, которую хочется разгадать. Но, признаюсь вам честно, Дон Жуаном я никогда не был.
- Не может быть, чтобы вы не испытывали каких-то чувств к Елене Кореневой во время съемок "Романса о влюбленных".
- Как вам сказать: я обожал Леночку как партнершу. Она удивительная актриса, у нее душа подвижная, как ртуть, с ней всегда было весело и легко.
- А какие у вас были отношения с Андроном Кончаловским во время съемок "Романса о влюбленных"?
- Очень хорошие. Никто из съемочной группы, кроме него, не смел нам замечания сделать. Его опеку мы чувствовали постоянно, а когда съемки проходили в Серпухове, то он нанял какую-то тетку на рынке, приносившую нам с Леной по утрам свежую землянику. Я очень сожалею, что после этого фильма ни разу не встретился с Андреем на площадке, ибо он высокого класса профессионал - не то что нынешние молодые ребята, которые, поработав над клипами, уже считают себя асами в кино.
- Как вы отнеслись к широко разрекламированным фильмам "Турецкий гамбит", "Статский советник"?
- Никак, потому что не видел этих картин и не стремлюсь... Проза Бориса Акунина не слишком-то увлекает меня, по-моему, она больше подходит для чтения на отдыхе, как любой детектив, не более того. Поэтому от фильмов, снятых по его сценариям, я тоже ничего особенного не жду. Не знаю, может, я отстал от жизни или как-то не так воспитан...
- Может, в вас говорит обида на режиссеров, которые почему-то перестали приглашать вас сниматься?
- В этом случае насобирается уж слишком много "обиженных" артистов моего поколения. Да нет, тут не все так просто: в новом кино поменялись художественные ориентиры, и прежнее поколение актеров не вписывается в эти рамки. Не могу сказать, что я не переживал, все было, но позавидовал только однажды, когда увидел "Полеты во сне и наяву" с замечательным Олегом Янковским. Это была моя тема, моя роль, и я не знаю, что бы отдал за нее...
- Наверное, теперь вы думаете: какой же я молодец, что в 70-80-е годы не оставил театр ради кино...
- Театр всегда был для меня важнее. Если меня не отпускали на съемки, то никогда не жалел об этом. Тем более что во МХАТе я работал с великими стариками, это была серьезная школа, не говоря уже о репетициях с Ефремовым.
- Какой ваш первый спектакль был с ним?
- "Валентин и Валентина" по пьесе Михаила Рощина, где я играл с Настей Вертинской. У меня дома до сих пор хранится афиша с 400-м спектаклем. Ефремов был очень заводной режиссер, он требовал от нас абсолютного погружения в материал и никому не позволял работать вполноги. Я думаю, он всю жизнь стремился к некоему идеальному театру, который себе вообразил. Но не всегда это получалось.
- Не в этих ли разочарованиях скрывалась причина его "русской болезни"?
- Здесь много было причин. Ну, во-первых, он был легкоранимым человеком, и у него не было панциря, защищающего от уколов властей предержащих, нападок цензуры. Все это он глубоко переживал и поэтому срывался - начинал пить. А был прирожденным лидером. Он часто шутил: "Если бы я не пошел в театр, то стоял бы на трибуне мавзолея во время парадов". Однажды я обратил внимание на две большие фотографии в нашем музее - одна 45-летнего Станиславского и вторая Ефремова примерно в таком же возрасте. Но какая же разница была между ними: счастливые глаза у основателя МХТ и раненые - у Олега Николаевича. По сути, он сжигал себя, бросал вызов судьбе. То же происходило с Владимиром Высоцким, Олегом Далем.
- Может, есть такая закономерность: чем лучше актер, тем больше он пьет?
- Ну, я думаю, в этом есть преувеличение. Поскольку актеры принадлежат к публичной профессии, то и все их поступки на виду. А если в процентном отношении сравнить пьющих артистов и строителей, то вторые пьют побольше, только это никому не интересно. В этом плане я делю людей на две категории: тех, кто после первой рюмки становится Моцартом, и тех, кто Сальери.
- Вы себя к какой категории причисляете?
- Естественно, к Моцартам. (Смеется). Мне кажется, с годами я мало изменился и продолжаю оставаться парнем нараспашку. Ведь многое в характере человека определяют его первые годы жизни, детство. Ну а поскольку в семье меня любили, старший брат и сестра опекали, никому не давали в обиду, то и злобы на жизнь у меня не накопилось. Несколько лет назад я был на родине моих родителей в Михайловском районе Рязанской области. Вот хочу дочку свою 20-летнюю туда повезти, пусть полюбуется на наши русские просторы.
- У вас совсем юная дочь. Вы что, поздно женились?
- Нет, женился я рано, сразу после училища, на своей однокурснице, и с тех пор не расстаемся, вместе работаем во МХТ.
- А как жена реагировала на то, что девчонки бегали за вами табунами после фильма "Романс о влюбленных"?
- Это вы ей позвоните и спросите, но, по крайней мере, сцен ревности мне не устраивала. Она ведь тоже актриса и знает, чем чреват успех. К тому же деньги я могу зарабатывать, только играя в кино, театре, антрепризах, тут хочешь не хочешь, а с "издержками производства" приходится мириться...
- Извините за нескромный вопрос: вы так много работаете, потому что вам денег не хватает? Ведь, насколько я знаю, Олег Табаков хорошо платит артистам МХТа.
- Прилично. Бывает, что актеры, если активно заняты в репертуаре, то и до 30 тысяч рублей в месяц получают. А деньги мне в основном нужны для путешествий. Я даже ради этого выучил английский язык. Мне мало того, что мы с театром проехали от Америки до Австралии, хочется с семьей куда-то еще попасть. Например, этим летом собираемся отправиться в Хорватию.
- Вы сознаете, что вам 60 лет?
- Скажу честно, для меня это повод в очередной раз задуматься: что же я есть на самом деле. Несколько лет назад я стал прихожанином храма на Софийской набережной и у меня появился духовный отец Владимир. Я всегда посещаю церковь с удовольствием, потому что глаза окружающих меня людей светятся добром, любовью и радостью. Вот этим открытием я и делюсь с читателями газеты "Труд".