- Евгений Арсеньевич, вам, как выпускнику Школы-студии МХАТ, известно, что в императорских театрах существовал возрастной ценз для артистов: после 45 лет их отправляли на пенсию, и только для особо выдающихся лицедеев царь делал исключение. Наверное, такой закон существовал не случайно. Вы согласны, что актер - профессия для молодых?
- Ваш вопрос с подковыркой. Но давайте вспомним моих любимых артистов Павла Луспекаева, Евгения Лебедева, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева. Когда я с ними познакомился, им было больше 45 лет, но годы для них не были помехой, скорее, наоборот, богатый опыт помогал в создании выдающихся образов. Ведь недаром Станиславский говорил, что главное в игре артиста - это движение его души. Поэтому нет ничего интереснее, как наблюдать меняющегося на твоих глазах героя, даже если пьесу знаешь наизусть. Тело стареет, а душа никогда.
- От актерства можно устать?
- Можно. В первую очередь устаешь от разочарований, поскольку всегда надеешься, что роман с ролью случится и родится нечто важное для тебя и для тех, кто это будет смотреть. К сожалению, такое происходит не часто, и это совсем не зависит от физической нагрузки. Когда я играл в Театре имени Моссовета Митю Карамазова в постановке "Братьев Карамазовых", то за спектакль менял несколько мокрых от пота рубашек, но при этом чувствовал себя бодро. И, с другой стороны, исполняя роль доктора Львова в чеховском "Иванове" в паре с Иннокентием Смоктуновским, я безумно уставал, поскольку внутренне был не в ладах с ролью.
- Скажите, с новым поколением режиссеров вам сложнее работать, чем с прежними мастерами?
- Сейчас постановщики и актеры больше внимания уделяют внешнему рисунку роли, а не психологии образа. Оно и понятно, ведь они работают на публику, которая приходят в театр не с вопросом: как жить, а развлечься, душевно не затрачивая себя. Вы попробуйте сегодня попасть на комедию "Лес", идущую у нас на аншлагах. Фигушки. Публика визжит от восторга, когда видит на сцене не традиционную помещицу Гурмыжскую, а вдову высокого партийного начальника 70-х годов ХХ века. Это всем понятно и знакомо, зрители разделяют издевательский подтекст режиссера и наслаждаются игрой символов, глупостью прежде неприкасаемых персон.
- А вы разделяли убеждения своих героев, снимаясь в "Городском романсе", в "Молодых"?
- Конечно, разделял. А вы нет? Ведь мы тогда все были убеждены, что строим светлое будущее. К тому же родился я в обыкновенной рабочей семье. Папа приехал в Москву из Рязанской области 20-летним пареньком, у нас не было репрессированных родственников. Помню, когда в 1953 году умер Сталин, меня, семилетнего мальчишку, один сосед спросил: "Переживаешь?" - Я ответил: "Да", - и по его выражению лица понял, что это ему не понравилось. А потом, когда я уже стал студентом, то на черном рынке знакомые ребята давали нам на день-два почитать книги Солженицына, потому что мы не могли их покупать по 100 рублей. Вот тогда я кое-что начал понимать. К тому же все мои герои в известных фильмах 70-х годов были бесшабашные простые парни и, кроме любовных мук, других и не испытывали. Ну а моя фактура мне в этом помогала.
- Наверное, вы влюбчивый человек?
- Да. И в молодости, и сейчас тоже.
- Скажите, а что вас привлекает в женщинах? Красота?
- Красота, как говорят, это поплавок, который существует на поверхности воды, а дальше идет загадка, тайна, которую хочется разгадать. Но, признаюсь вам честно, Дон Жуаном я никогда не был.
- Не может быть, чтобы вы не испытывали каких-то чувств к Елене Кореневой во время съемок "Романса о влюбленных".
- Как вам сказать: я обожал Леночку как партнершу. Она удивительная актриса, у нее душа подвижная, как ртуть, с ней всегда было весело и легко.
- А какие у вас были отношения с Андроном Кончаловским во время съемок "Романса о влюбленных"?
- Очень хорошие. Никто из съемочной группы, кроме него, не смел нам замечания сделать. Его опеку мы чувствовали постоянно, а когда съемки проходили в Серпухове, то он нанял какую-то тетку на рынке, приносившую нам с Леной по утрам свежую землянику. Я очень сожалею, что после этого фильма ни разу не встретился с Андреем на площадке, ибо он высокого класса профессионал - не то что нынешние молодые ребята, которые, поработав над клипами, уже считают себя асами в кино.
- Как вы отнеслись к широко разрекламированным фильмам "Турецкий гамбит", "Статский советник"?
- Никак, потому что не видел этих картин и не стремлюсь... Проза Бориса Акунина не слишком-то увлекает меня, по-моему, она больше подходит для чтения на отдыхе, как любой детектив, не более того. Поэтому от фильмов, снятых по его сценариям, я тоже ничего особенного не жду. Не знаю, может, я отстал от жизни или как-то не так воспитан...
- Может, в вас говорит обида на режиссеров, которые почему-то перестали приглашать вас сниматься?
- В этом случае насобирается уж слишком много "обиженных" артистов моего поколения. Да нет, тут не все так просто: в новом кино поменялись художественные ориентиры, и прежнее поколение актеров не вписывается в эти рамки. Не могу сказать, что я не переживал, все было, но позавидовал только однажды, когда увидел "Полеты во сне и наяву" с замечательным Олегом Янковским. Это была моя тема, моя роль, и я не знаю, что бы отдал за нее...
- Наверное, теперь вы думаете: какой же я молодец, что в 70-80-е годы не оставил театр ради кино...
- Театр всегда был для меня важнее. Если меня не отпускали на съемки, то никогда не жалел об этом. Тем более что во МХАТе я работал с великими стариками, это была серьезная школа, не говоря уже о репетициях с Ефремовым.
- Какой ваш первый спектакль был с ним?
- "Валентин и Валентина" по пьесе Михаила Рощина, где я играл с Настей Вертинской. У меня дома до сих пор хранится афиша с 400-м спектаклем. Ефремов был очень заводной режиссер, он требовал от нас абсолютного погружения в материал и никому не позволял работать вполноги. Я думаю, он всю жизнь стремился к некоему идеальному театру, который себе вообразил. Но не всегда это получалось.
- Не в этих ли разочарованиях скрывалась причина его "русской болезни"?
- Здесь много было причин. Ну, во-первых, он был легкоранимым человеком, и у него не было панциря, защищающего от уколов властей предержащих, нападок цензуры. Все это он глубоко переживал и поэтому срывался - начинал пить. А был прирожденным лидером. Он часто шутил: "Если бы я не пошел в театр, то стоял бы на трибуне мавзолея во время парадов". Однажды я обратил внимание на две большие фотографии в нашем музее - одна 45-летнего Станиславского и вторая Ефремова примерно в таком же возрасте. Но какая же разница была между ними: счастливые глаза у основателя МХТ и раненые - у Олега Николаевича. По сути, он сжигал себя, бросал вызов судьбе. То же происходило с Владимиром Высоцким, Олегом Далем.
- Может, есть такая закономерность: чем лучше актер, тем больше он пьет?
- Ну, я думаю, в этом есть преувеличение. Поскольку актеры принадлежат к публичной профессии, то и все их поступки на виду. А если в процентном отношении сравнить пьющих артистов и строителей, то вторые пьют побольше, только это никому не интересно. В этом плане я делю людей на две категории: тех, кто после первой рюмки становится Моцартом, и тех, кто Сальери.
- Вы себя к какой категории причисляете?
- Естественно, к Моцартам. (Смеется). Мне кажется, с годами я мало изменился и продолжаю оставаться парнем нараспашку. Ведь многое в характере человека определяют его первые годы жизни, детство. Ну а поскольку в семье меня любили, старший брат и сестра опекали, никому не давали в обиду, то и злобы на жизнь у меня не накопилось. Несколько лет назад я был на родине моих родителей в Михайловском районе Рязанской области. Вот хочу дочку свою 20-летнюю туда повезти, пусть полюбуется на наши русские просторы.
- У вас совсем юная дочь. Вы что, поздно женились?
- Нет, женился я рано, сразу после училища, на своей однокурснице, и с тех пор не расстаемся, вместе работаем во МХТ.
- А как жена реагировала на то, что девчонки бегали за вами табунами после фильма "Романс о влюбленных"?
- Это вы ей позвоните и спросите, но, по крайней мере, сцен ревности мне не устраивала. Она ведь тоже актриса и знает, чем чреват успех. К тому же деньги я могу зарабатывать, только играя в кино, театре, антрепризах, тут хочешь не хочешь, а с "издержками производства" приходится мириться...
- Извините за нескромный вопрос: вы так много работаете, потому что вам денег не хватает? Ведь, насколько я знаю, Олег Табаков хорошо платит артистам МХТа.
- Прилично. Бывает, что актеры, если активно заняты в репертуаре, то и до 30 тысяч рублей в месяц получают. А деньги мне в основном нужны для путешествий. Я даже ради этого выучил английский язык. Мне мало того, что мы с театром проехали от Америки до Австралии, хочется с семьей куда-то еще попасть. Например, этим летом собираемся отправиться в Хорватию.
- Вы сознаете, что вам 60 лет?
- Скажу честно, для меня это повод в очередной раз задуматься: что же я есть на самом деле. Несколько лет назад я стал прихожанином храма на Софийской набережной и у меня появился духовный отец Владимир. Я всегда посещаю церковь с удовольствием, потому что глаза окружающих меня людей светятся добром, любовью и радостью. Вот этим открытием я и делюсь с читателями газеты "Труд".