ЛЮБИ БЛИЖНЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ

"И вот законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь

"И вот законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так и поступай, и будешь жить" (Лук.10:25-28). У законников и фарисеев того времени была глубокая пропасть между теоретическим знанием Писания и его практическим применением. Проблема фарисейства заключалась и в том, что они отделили одну от другой две заповеди: возлюби Бога и ближнего. Они кричали о любви к Богу и ненавидели человека. Иисус же показал: если не любим человека - творение Божие и образ Его, то как же можно утверждать, что любим Творца и Создателя человека? Иоанн говорит: кто утверждает: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как же может любить Бога, которого не видит? Ненавидя человека, мы ненавидим Бога. Мстя человеку, мы мстим Богу.
Боголюбие проявляется только через человеколюбие. Иисус говорил: "...алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" Тогда люди спросят: "Когда, Господи, мы видели тебя жаждущим, странником или в больнице?" И получат ответ: "Так, как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25:34-40).
Заповеди - возлюби Бога и ближнего, как самого себя, - неразделимы. Христос говорил: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых. (Матф. 23:13-33) Как можно говорить о жизни вечной, если слово расходится с делом и человек не хочет изменить свое поведение?
Другая проблема законников состояла в том, что если они и любили ближнего, то только избирательно. Для иудея ближним мог считаться только иудей. Но никто не стал бы помогать и заботиться даже об иудеях-мытарях, грешниках, блудницах. Христа спрашивали: "А кто мой ближний? Неужели, Учитель, Ты хочешь сказать, что любить надо всех людей?" В рассказе о добром самарянине Иисус дал ответ.
"На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино: и посадив на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что больше, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Лук. 10:30-37).
Священник и левит (служители при храме) не оказали помощи пострадавшему, поскольку перестали видеть в человеке человека, перестали ценить в человеке бессмертную душу. Они видели в человеке лишь средство для достижения своих личных целей, средство наживы в потенциальном плательщике. Они и помыслить не могли, чтобы заплатить два динария. Любовь священника и левита кончилась там, где за нее надо было платить. Зная закон Божий и поучая других людей, как жить, они сами не выдержали практического испытания их знаний. Самарянин же, не имея познания закона Божьего, исполнил заповедь настоящей любви. Не проходи мимо человеческой беды, сделай посильное, чтоб облегчить страдания ближнего.
Иисус Христос сказал, что Бог возлюбил мир и поэтому отдал Сына Своего в жертву за грехи людей. Бог заплатил за спасение человечества жизнью Сына. Мне рассказали о том, как один офицер спецназа спас двух детей после захвата террористами школы в Беслане. Взяв их на руки и прижимая к себе, он бежал от школы. Боевики открыли по нему огонь из пулеметов, изрешетив бронежилет. Он был живой мишенью, падая от пуль, снова вставал, чтобы добежать до укрытия и спасти чужих малышей. Отдав детей людям, он упал замертво. По утверждению врачей, последние метры офицер преодолел, уже расставшись с жизнью. Он, отец троих детей, отдал жизнь свою и душу свою за ближних, хоть и не родных малышей. Может ли быть большей любовь? К этой жертвенной любви как к Богу, так и к ближнему призывает нас Евангелие. Любовь Господа Иисуса Христа да пребудет со всеми нами! Аминь.