КАРЗАЙ И БУШ ПОНЯЛИ ДРУГ ДРУГА

Отправляясь с первым официальным визитом в Вашингтон, афганский президент Хамид Карзай потребовал у тех, к кому он летел, права контролировать действия 20 тысяч их солдат, размещенных на территории Афганистана. А также передачи властям Кабула всех афганцев, находящихся в американском плену. Это была публичная реакция на газетную утечку о том, что следователи на базе ВВС США в Баграме запытали двоих афганцев до смерти.

Скорее всего, это был пиаровский жест - демонстрация независимости и суверенности в расчете на то, что Буш все поймет правильно и не обидится. Какие уж там ультиматумы, когда гость пожаловал с целью убедить друзей-американцев оставаться в Афганистане как можно дольше.
У хозяев тоже имелись претензии: Кабул спустя рукава борется с выращиванием опийного мака, и "белая смерть" непрерывным потоком поступает на черный рынок. В прошлом году афганский опиум составил 90 процентов сбыта. Однако это не мешает Вашингтону относиться к Кабулу как к одному из своих важнейших союзников в войне против "Аль-Каиды".
О чем говорили Буш и Карзай с глазу на глаз, осталось между ними, а на их совместной пресс-конференции присутствующие услышали такие высказывания гостя, обращенные к хозяину: "Благодарю вас за все, что вы сделали для Афганистана. Стратегическое партнерство между США и Афганистаном необходимо - Афганистан не может вдруг встать и самостоятельно стоять на своих ногах".
Буш со своей стороны назвал Афганистан "образцом новорожденной демократии и партнерства в борьбе с терроризмом". Что же касается контроля над американскими военными операциями, то верховный главнокомандующий без излишних церемоний сказал, что "конечно же, нашими солдатами будут командовать наши генералы". Желанию Карзая получить обратно своих соотечественников, попавших в Гуантанамо, тоже не суждено сбыться немедленно. С ними, по словам Буша, "постепенно разберутся".
Отказ не испортил настроения гостя. Главная цель визита достигнута - американцы останутся в Афганистане на неопределенно долгий срок и будут обучать новую афганскую армию и полицию.