Китай по скоростным магистралям (с 1991 по 2002 год их протяженность выросла тут с 552 до 25
Китай по скоростным магистралям (с 1991 по 2002 год их протяженность выросла тут с 552 до 25 200 километров) уже обогнал Канаду и вышел в мировые лидеры. Дорожная стратегия Поднебесной рассчитана на три десятка лет, и первый ее этап завершился в конце 2000 года открытием платной трассы Пекин - Шанхай. А самая первая платная дорога была проложена двумя годами ранее: Шанзай - Цзядин. Наряду с платными, есть и бесплатные трассы. Из аэропорта "Шоуду" в китайскую столицу ведет автобан, за проезд по которому на легковой машине надо выложить 10 юаней. Но при этом маршрут к центру города пролегает через четыре кольцевые автодороги, опоясывающие Пекин многорядными бесплатными полосами.
На развитие транспортной инфраструктуры (дороги, пункты сервиса, автозаправки, мотели) государством ежегодно выделяется 200 миллиардов юаней (почти 25 миллиардов долларов). Центральные власти Китая призвали автодорожников изыскивать и внебюджетные источники финансирования, в том числе привлекать иностранный капитал. В прошлом году зарубежные инвестиции достигли 1 миллиарда долларов.
Строительство дорог вменено в прямую обязанность местных властей. Здесь идут на учреждение целевых фондов, выпуск облигаций государственного займа под дорожное строительство. И вот примечательный пример. Сразу после ввода в строй пятого транспортного кольца вокруг Пекина власти начали было взимать с граждан плату за проезд (0,5 юаня за километр пути). Однако через пару месяцев сборы отменили: трасса-то была построена на средства, собранные в результате выпуска облигаций.