МУРТАЗА РАХИМОВ: ЖДЕМ БОГАТОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

В Уфе прошел очередной конгресс нефтегазопромышленников, открылась Международная выставка "Газ.Нефть-2001". Наш корреспондент встретился с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым.

- Муртаза Губайдуллович, в последние годы столько копий сломано при выработке экономической стратегии России. Все уже устали от пустых разговоров. У вас есть конкретные предложения по преодолению кризисных явлений в экономике страны, которые бы гарантировали долговременные позитивные результаты?
- Предлагаю рассмотреть проблему на примере топливно-энергетического комплекса. Более половины добываемого в стране газа потребляется внутри России. Денежная выручка от продажи газа на внутреннем рынке относительно невелика. Поэтому Газпрому, активно работающему сегодня в 62 субъектах Федерации, недостает средств для освоения новых месторождений Ямала, акватории Баренцева моря... Бесперебойное обеспечение потребителей газом может оказаться под угрозой. Чтобы избежать этого, надо поднять внутренние цены на газ. А для этого повысить рентабельность работы российских товаропроизводителей, поднять доходы населения. Надо создать в стране платежеспособного потребителя.
Покажу это на конкретном примере. За рубежом процентное отношение стоимости потребляемых энергоресурсов к доходам их потребителей равно 6:94, в России же аналогичное соотношение равно 2:5 - разница в несколько раз. Вот почему топливно-энергетический комплекс России находится в сложном положении. Страны Запада имеют богатого потребителя энергоресурсов в лице производителей продукции с высокой долей доходов за счет высокотехнологичных производств и ресурсосбережения. В России такого потребителя нет. Поэтому нашей стране нужна экономическая стратегия, направленная на его создание, то есть прежде всего поддержка отечественного производства.
- Советовать легко, теоретиков-экономистов в России всегда хватало. А вы в Башкирии что конкретно делаете в этом направлении и какие результаты это дает? Давайте рассмотрим это на примере той же нефтегазовой сферы.
- Судите сами, еще в 60-е годы зарубежные нефтяные компании активно стали вкладывать капиталы в нефтехимию, энергетику и другие отрасли. В настоящее время эти структуры половину своих доходов получают не от нефтедобычи и нефтепереработки, а от сопутствующих производств. В России пока только Башкирская топливная компания работает подобным образом. Мне кажется, что задачей всех отечественных нефтяных предприятий является расширение сферы своей деятельности в стране, распространение ее на высокотехнологичные производства, выпуск товаров народного потребления. Свою роль здесь могли бы сыграть и инвестиции.
Но сегодня мы вынуждены брать кредиты за рубежом на реконструкцию того же ТЭКа, а в это время "свободные" финансы уплывают из России. Причин такого, на мой взгляд, парадоксального, явления много. Тут и отсутствие необходимой политической стабильности, и неурегулированность федеративных отношений, и недостаточная цивилизованность российского бизнеса. Но главная причина, мне кажется, заключается все-таки в низкой эффективности российской экономики.
Выходом из этого "заколдованного круга" могут стать интегрированные нефтяные компании, управляющие всем процессом добычи, переработки, продажи нефти - от скважины до бензоколонки.
- На ваш взгляд, России пойдет на пользу усиление роли государства в регулировании таких интеграционных процессов? Сегодня ни для кого не секрет, что регионы порой напоминают "крыловских" лебедя, рака и щуку, которые тащат "телегу" российской экономики в разные стороны.
- Я считаю, что подобные проблемы в какой-то мере могут решить межрегиональные связи. Сегодня их эффективному использованию мешают три фактора: продолжается передел собственности, отсутствует четкое разделение полномочий между федеральным центром и субъектами, российский нефтяной бизнес предоставлен самому себе. Нет общероссийской идеи, которую вот уже третий год мы пытаемся выработать на конгрессах нефтегазопромышленников России.
Пока в стране нет четкого распределения прав и обязанностей, многие предприниматели, будучи неэффективными собственниками, действуют по принципу "после нас хоть потоп". Не прекращаются попытки нецивилизованного, криминального передела собственности. Государство должно наконец-то выработать единые для всех "правила игры" и строго контролировать их соблюдение. В такой большой стране, как Россия, эту задачу невозможно решать усилиями одного центра. Россиянам предстоит большая работа по совершенствованию федеративного устройства страны, обеспечению активной роли регионов в развитии экономики.
Надо учитывать и то, что за рубежом уже давно набирает оборот процесс укрупнения нефтяных компаний. Небольшому числу крупных компаний проще договориться между собой о согласованной политике поведения на рынке.
Необходимо разработать систему мер по обеспечению модернизации и рационального использования имеющихся нефтеперерабатывающих производств, а не заниматься бесперспективными и убыточными проектами.
- Сегодня в такой модернизации нуждается и топливно-энергетический комплекс Башкортостана?
- Нельзя отрицать наличие подобных проблем, хотя мы сумели сохранить основные фонды и даже их приумножили. Объем производства в нефтехимической и химической отрасли увеличился в прошлом году на 13,6 процента. Улучшился и такой важный показатель, как глубина переработки нефти.
Еще в декабре 1994 года Башкортостан одним из первых среди российских регионов заключил с Газпромом договор о сотрудничестве. Потом было подписано "Генеральное соглашение", дважды дополнявшееся "Протоколами о развитии и сотрудничестве". Эти документы имеют принципиальное значение для решения социально-экономических проблем нашей республики, и прежде всего в области газификации села, улучшения экологической обстановки и т.д. Уже сегодня все сельские районы республики подключены к Единой системе газоснабжения России.
В свою очередь, "Баштрансгаз" наладил взаимовыгодные отношения со многими промышленными предприятиями и организациями республики.
- Но главной задачей экономики остается все-таки повышение уровня жизни рядового гражданина страны. А мы все больше говорим о макроэкономических проблемах.
- В наследство от командно-административной системы нам досталась крайне неэффективная экономика. Как я уже говорил, в России на производство единицы продукции затрачивается непомерно большое количество энергетических и материальных ресурсов. Отечественным фирмам удается сводить концы с концами только за счет низких цен на энергоносители и невысокой заработной платы персонала. Например, цены на российский газ для потребителей из стран дальнего зарубежья в 3-4 раза выше, чем для отечественных. Но даже при таких низких ценах существует проблема неплатежей за потребляемый газ. К тому же низкие цены стимулируют энергорасточительство. Делая непомерно большие материальные и энергетические затраты, российские товаропроизводители вынуждены экономить на заработной плате. Вот и получается, что уровень жизни рядового россиянина напрямую зависит от макроэкономических процессов. Мы не случайно третий раз проводим в Уфе конгресс нефтегазопромышленников России - нам удается положительно влиять на интеграционные процессы в топливно-энергетическом комплексе страны, изменять положение к лучшему. Российская экономика сегодня держится на таких гигантах, как Газпром, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз. Почему бы не использовать положительный опыт работы этих структур для строительства новой экономической стратегии России? Может быть, общефедеральная интеграция ТЭК России под единой "нефтяной идеей" и будет для нашей страны выходом из затянувшегося кризиса? Тем более что даже на межрегиональном уровне эта работа приносит свои плоды.