ХРИСТОС: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ГОЛГОФЫ

Год назад наша газета опубликовала статью Вадима Пименова "Спас Нерукотворный: новая версия", автор которой - ученый-физик, академик РАЕН - выдвигал совершенно парадоксальную, на первый взгляд, гипотезу, что Христос не умер на кресте, а остался жив. В этом ему помогла техника йогов, которую, пишет автор, Христос в совершенстве освоил, много лет проведя в Индии. После публикации на редакцию буквально обрушился шквал читательских отзывов. Люди предлагают свои идеи, спорят, спрашивают: если все действительно так, как предполагает (и не без оснований) ученый, то как сложилась земная жизнь Христа после Голгофы? Предоставим слово самому автору.

ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
В буддийском монастыре Хемис в Северной Индии хранятся сочинения об Иссе-Иисусе Христе, написанные на тибетском языке. Ламы рассказывают, что их история восходит к середине I века н.э., когда они были записаны со слов людей, знавших Иссу. В 1925 году эти рукописи держал в руках Н.К.Рерих, а его сын Юрий Николаевич, свободно владевший тибетским языком, опубликовал из них пространные цитаты. А в наше время, в 1979 году, эту рукопись видела Л.В.Шапошникова - известный отечественный востоковед. Рукопись, по ее словам, имеет заглавие "Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих". Возраст копии, сделанной для монастыря Хемис, Шапошникова оценивает в пять-шесть веков.
Приведем небольшие выдержки из путевых дневников Н.К.Рериха, где он излагает содержание тибетского Евангелия. "Около Лхасы был храм учений, богатый рукописями. Иисус хотел ознакомиться с ними сам. С величайшими опасностями Иисус с проводником достигли этого храма в Тибете. И Минг-Сте, и все учителя широко открыли врата и приветствовали еврейского мудреца.
Недалеко жила женщина, у которой умер сын. И она принесла его Иисусу. И в присутствии множества людей он возложил руку на ребенка, и ребенок встал здоровый. И многие приносили детей, и Иисус возлагал руки на них, излечивая их.
Среди ладакцев Иисус провел много дней, он учил их лечению и тому, как превратить землю в небо радости. И они полюбили его и, когда пришел день ухода, печалились, как дети".
Иисус повторял: "Я пришел показать человеческие возможности. Творимое мною все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат народам всех стран - это вода и хлеб жизни".
Согласно этим преданиям, Христос провел в Индии около 15 лет, а затем вернулся в Палестину. Есть одно неожиданное свидетельство в пользу этих сведений. Вблизи сербского города Пирай в заброшенном пещерном храме Петра и Павла археологи открыли фреску, которую они датировали XIII веком. На ней изображен Христос - вокруг его головы виден характерный нимб с перекрестием, - но голова его обрита, как у буддийского монаха.
ИОСИФ НЕ БЫЛ ПЛОТНИКОМ
Есть и другое подтверждение этой версии. Внимательный читатель, знакомясь с преданиями о путешествии в дальние страны простого плотника, каким по Евангелиям был Христос, может усомниться в таких сообщениях. Ведь совершенно ясно: чтобы отважиться на далекое путешествие к чужим народам, надо быть очень образованным человеком. Но вот что рассказывается в книге "Иисус - строитель и учитель", которую в прошлом году опубликовал в Италии директор института религиозных наук, член Ордена иезуитов Дж.Маньяни. Римские газеты отозвались об этой книге как о революционной и убедительной.
Проведя тщательные изыскания в исторических и теологических трудах, Маньяни доказывает, что Христос происходил из зажиточной семьи и был по тем временам образованным человеком. Он был грамотен и свободно владел по меньшей мере тремя языками - греческим, латинским и арамейским. Это был человек острого и пытливого ума. Его отец Иосиф и он сам не были простыми плотниками. У них была своя мастерская, принимавшая заказы на выполнение архитектурных и строительных работ. Такой человек, несомненно, мог отважиться на далекое путешествие и располагать необходимыми для этого средствами.
СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ
Пока Христос как человек жил на земле, любые события в его жизни должны были иметь естественное происхождение. Его современники любили воспринимать их как чудеса. Однако это не может помешать нам попытаться дать им объяснение с позиций современной науки.
Ни распятие на кресте, ни укол копьем не привели к смерти. Наступил глубокий обморок. А толчок к реанимации могли дать биологические часы, запущенные подсознанием. Можно предположить и другое: необходимые манипуляции с почти бездыханным телом проделали заранее обученные помощники, первыми пришедшие в пещеру. Именно таким образом восстанавливают жизнедеятельность у йогов, вошедших в состояние дхараны и положенных на долгий срок, например, в могилу.
Так могло совершиться чудо, о котором сказано: Христос воскреси из мертвых, смертию смерть поправ.
А как же быть с Вознесением? У единственного из евангелистов - Луки - мы читаем: "Перекусив печеной рыбы и сотового меда, Христос благословил учеников, а затем "стал отдаляться от них и возноситься на небо".
Известны опыты по телекинезу - перемещению предметов мысленным усилием оператора, - проведенные экстрасенсами Б.Ермолаевым. Н.Кулагиной, А.Виноградовой и другими под наблюдением ученых. У.Геллер способен не только перемещать предметы, но и менять их форму. Менее достоверны сообщения о левитации человека - подъеме над землей без каких-либо технических приспособлений. Однако еще в XIX веке подобные опыты описаны Уильямом Круксом - президентом Лондонского королевского общества, известным физиком и первоклассным экспериментатором. В сообщениях целого ряда путешественников по странам Востока можно найти информацию о том, что им довелось наблюдать левитацию в исполнении йогов.
Спрашивается, что могло помешать Иисусу, если он действительно имел возможность усвоить уроки восточных мудрецов, продемонстрировать этот эффект своим последователям, когда пришло время расставаться с ними?
ПУТИ ГОСПОДНИ
Остается ответить на вопрос, куда после этого направился Христос и где следует искать его могилу. Несколько лет назад в Германии была издана книга Зигфрида Обертайера "Иисус умер в Кашмире? Тайна его жизни и деяний в Индии". Проведя обстоятельные исследования большого количества источников, Обермайер составил полную хронологию жизни Иисуса Христа. По его данным, Иисус родился примерно в 5-м году до н.э., а около 8-го г. н.э. отправился на Восток, присоединившись к торговому каравану. Он побывал в Бенаресе, где познакомился с учением последователей Будды. Совершил путешествие в Кашмир.
Приблизительно в 20-25-х гг. н.э. Иисус отправился в обратный путь в Палестину, пройдя через Бактрейн и Персию, где познакомился с учением огнепоклонников, последователей Зороастра.
Вернувшись в 25-м г. н.э. в Палестину, Иисус встретился с членами секты ессеев, а между 28-30-ми годами принял крещение у Иоанна Крестителя. После этого начался двухлетний период его деятельности как Учителя, Проповедника и Чудотворца.
7 апреля 30-го г. н.э. Иисус взошел на Голгофу.
После возвращения к жизни до середины 30-го г. Иисус проводит время в окружении учеников, а в конце того же года отправляется во второе путешествие на Восток. На пути туда в 31 г. в Дамаске он встречается с апостолом Павлом.
После 35-го г. начинается деятельность Иисуса под именем Юс-Асаф в Кашмире в качестве проповедника и пророка.
Скончался Иисус Христос, по данным Обермайера, достигнув весьма преклонного возраста, в 80-90-х гг. н.э. Похоронен он был в Сранатаре.
До наших дней в центре Сранатара сохранилось святилище "Розабал Ханпар", которое называют "Гробом Пророка". На стене святилища латинскими и арабскими буквами написано: "Зпарат Юс-Асафа Ханпар". Слово "зпарат" по-арабски означает "священная гробница". Арабский текст гласит далее, что покоящийся в этой гробнице Юс-Асаф пришел в Кашмир много лет назад и своей жизнью нес людям свет Истины.
Но достаточно ли у нас оснований для того, чтобы отождествлять Юс-Асафа с Иисусом Христом? Вот что сообщает по этому поводу кашмирский историк мулла Надри: "В древних индийских рукописях я обнаружил, что он был Иисус, дух Господа, который принял имя Юс-Асафа".
Помимо всего сказанного, есть один аргумент, который позволяет считать эти сведения правдоподобными. В Римской империи устные предания о Христе были использованы при создании текстов Священного Писания, которое явилось основой христианского вероучения. На Востоке не было ничего подобного. Проповедь Юс-Асафа не привела к возникновению новой религии - местные традиции оказались сильнее. Это заставляет относиться к сохранившимся сведениям о жизни и деятельности Иисуса в Индии как к первоисточнику, имеющему высокую объективную ценность.
ХРИСТОС И МАГДАЛИНА
В преданиях о жизни Христа на Востоке есть одна любопытная подробность. Как сообщает Хассаниан, в своем втором путешествии в Индию Иисус, пройдя по вавилонской дороге через Персию, Лидию и Парфию, дошел до Кашгара (современный Синьцзян). И во всех этих долгих странствиях его сопровождала верная спутница Мария Магдалина. В Кашгаре она скончалась, и в местных преданиях сохранилась память о ее могиле.
Кем же была для него Магдалина? Древняя еврейская традиция требовала от каждого мужчины, достигшего зрелого возраста, вступить в брачный союз. Как сообщает апостол Матфей, сам Христос говорил по этому поводу: "Муж прилепится к жене своей, и будут два одной плотью". Неженатый Иисус, несомненно, вызвал бы осуждение у своих соплеменников. Однако Евангелия ничего об этом не сообщают.
В Евангелиях можно прочитать, как ученики, обращаясь к Христу, называют его "равви", т.е. духовный руководитель верующих. Между тем еврейский закон гласит: неженатый человек не может претендовать на обучение других.
Если Христос был женат, то следует, обращаясь к тексту Евангелий, попытаться понять, кем была его жена. Евангелисты сообщают всего о трех женщинах, которые находились в близком окружении Христа (не считая его матери), - его землячке Марии из Магдалы Галилейской, прозванной Магдалеянкой, или Магдалиной, Марии из Византии и ее сестре Марфе.
Существует поверье, что Магдалина была блудницей. Однако Евангелия ничего об этом не сообщают. Согласно Луке Иисус вылечил ее, изгнав из нее демонов. По сообщениям того же Луки, Магдалеянка, вероятно, была богата, что позволяло ей помогать Иисусу.
Магдалеянка сопровождала Иисуса в его странствиях по Иудее. По тем временам невозможно представить, чтобы незамужняя женщина одна путешествовала по дорогам Палестины и тем более находилась в компании равви. Другое дело, если она была женой Иисуса.
Как дружно сообщают Матфей, Марк и Иоанн, именно Мария Магдалина находилась на Голгофе во время страшной сцены распятия. И именно ей первой явился Христос после воскрешения.
В 1945 году в раскопках возле деревни Наг Хаммади в Верхнем Египте был найден кувшин с древними пергаментными свитками. Это оказались копии апокрифов - Евангелий от Филиппа и др. В этих текстах можно прочитать, как относился Иисус к Марии Магдалине: "Спаситель знал ее лучше, чем кого-либо, и потому Он любил ее больше, чем нас" (это слова одного из учеников, обращенные к апостолу Петру). В Евангелии от Филиппа по этому поводу говорится: "Подругой Спасителя была Мария из Магдалы. Христос любил ее больше, чем всех Своих учеников, и часто целовал в губы. Другие ученики обижались на это... А Спаситель отвечал в свою очередь: "Почему бы мне не любить ее больше, чем вас?"
И далее в Евангелии от Филиппа уже совсем прозрачно сообщается: "Нельзя отрицать плоть и любовь... Велико таинство брака, ибо без него мир не существовал бы. Существование мира зависит от человека, а существование человека - от брака". А потом еще более откровенно: "Господь есть Сын Человеческий, а сын Сына Человеческого есть тот, кто создан через Сына Человеческого". Можно думать, что Магдалеянка была не только верной подругой и женой Иисуса, но и матерью его детей.
Не нарушает ли это догматы христианской теологии? Ни в малой степени. Если Церковь рассматривает Иисуса как воплощение на земле Бога, принявшего человеческий облик из сострадания к людям, то почему надо считать, что он отказался от таких человеческих качеств, как любовь к жене и детям? И если Он был лишен их, то есть ли у нас основания считать, что воплощение Бога в человека было полным? Более естественно дать на эти вопросы отрицательный ответ.
Прошли годы, и Церковь отказалась от преследования ученых, выводы которых расходятся со Священным Писанием и его толкованием. Наука не опровергает и не может опровергать истин веры, потому что они лежат вне любого объективного знания. Но верно и другое: церковь не должна пытаться ставить какие-то новые барьеры на пути свободного научного поиска.
Этот вывод целиком и полностью относится и к Евангелию как основному источнику о жизни Иисуса Христа, о его учении, о его гибели на кресте и воскресении после смерти.