Росавиация закрывает учебные центры, зато вступили в силу поправки в законы, разрешающие привлекать иностранных пилотов на российских авиалиниях
Сразу три авиационных учебных центра закрыты приказом главы Росавиации Александра Нерадько. В «Центре деловой авиации «Колибри», ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа» и ФГУП «Приволжский учебно-тренировочный центр» проверяющие обнаружили нарушения закона «Об образовании в РФ» и федеральных авиационных правил.
Авиационные власти формально шерстят учебные центры более 10 лет, хотя до сих пор результаты, мягко говоря, не впечатляли. Отсутствие системы подготовки командиров, поддельные пилотские удостоверения, слабое знание летной специфики — со всем этим злом боролись больше для галочки. Пока не случилась казанская катастрофа, вскрывшая грубейшие нарушения безопасности полетов. Вот тогда началась масштабная проверка, в ходе которой выяснилось, что в отрасли действуют 108 авиационных учебных центров — почти втрое больше, чем во времена СССР. Не заметить этой диспропорции мог только уж очень близорукий контролер.
Наш эксперт Юрий Дарымов, возглавлявший систему подготовки пилотов в МГА СССР, напомнил, что раньше подобные учебные центры были структурными подразделениями региональных управлений гражданской авиации. Методики переподготовки и переквалификации летного состава строго регламентировались и контролировалась. Региональные управления сами оценивали потребность в кадрах и готовили командиров из вторых пилотов. В 90-е годы, когда единая отрасль распалась, центры стали зарабатывать всеми способами, в том числе занялись обучением пилотов фактически с нуля.
Во время казанской трагедии за штурвалом самолета оказались бывшие штурман и бортмеханик. Сначала обоих направили в Ульяновск, где они переучились на Як-40. После чего второй пилот был направлен в Самару осваивать летную практику, хотя, как выяснилось, на занятиях практически не появлялся, а потом его зачем-то отправили доучиваться в Челябинск...
В декабре представитель СКР Владимир Маркин заявил, что многие пилоты имеют поддельные дипломы о подготовке. Среди подозреваемых оказались пилоты далеко не мелких авиакомпаний — «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «Ак Барс Аэро», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псков-авиа». Результаты проверок дали основание экспертам утверждать, что система подготовки и переподготовки авиационных кадров коррумпирована. Причем обнаружились липовые пилотские удостоверения, обозначенные как любительские.
Что же в итоге? Нарушения в подготовке вскрыты, училища закрыты. Но о том, как и за счет чего авиационные власти будут повышать качество подготовки и переобучения пилотов, общественности ничего не известно. Не решается самая больная проблема: молодежь приобретает летные навыки на самолетах первоначального обучения, хотя в эксплуатации их практически не осталось. Раньше сначала садились за штурвалы Ан-24, Як-40 и выполняли региональные рейсы, затем в Ульяновске переучивались на Ту-134, Ту-154. А сегодня выпускники приходят в качестве пилотов-стажеров на аэробусы и боинги, а авиакомпаниям предлагают их переучивать за свой счет.
Хотя, может быть, это уже и не актуально. На днях вступили в силу поправки в законы, разрешающие привлекать иностранных пилотов в качестве российских перевозчиков. Нанять гастарбайтеров будет дешевле, чем готовить своих специалистов.
К чему это приведет? Вот сообщение с ленты информагентств. Более 100 пилотов авиакомпании Air China подписали открытое письмо, в котором утверждается, что они работают слишком много и находятся в неравных условиях по сравнению с иностранцами. Культурные различия и разница в оплате труда вызывают напряжение в кабине самолета. Подписавшие письмо пилоты утверждают, что у их иностранных коллег «более длительный отдых, более легкие маршруты, но более высокая зарплата». Как говорится, комментарии излишни.