Светлана Светличная: «Я вообще люблю нравиться…»
Знаменитая актриса - «Труду»
В понедельник в Москве состоялась презентация фильма Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Голландец, известный своей симпатией к русским актерам, и на этот раз снял Сергея Маковецкого, Ренату Литвинову, Светлану Светличную, которая рассказала «Труду», как впервые в жизни сыграла в артхаусном зарубежном кино, к тому же роль женщины на полтора десятка лет старше себя самой.
— Светлана Афанасьевна, как думаете, это Рената Литвинова посоветовала Йосу Стеллингу пригласить вас на роль Нины, которую она играет в молодости, а вы — в старости?
— С Ренатой Литвиновой нас связывают творческие и личные нити. Я безумно благодарна за то, что некогда она пригласила меня на роль мамы-призрака в своем фильме «Богиня: как я полюбила». Это был правильный ход: мы с ней — женщины одного типа, стиля, фактуры. А сейчас судьба вновь нас столкнула, но уже благодаря Йосу Стеллингу, который сам пригласил меня на разговор. Я заметила, что режиссер был немного разочарован, когда увидел меня: я выглядела гораздо моложе своих лет (Стеллингу сказали, что мне 70, и этот возраст его устраивал). Но мы, актрисы, обладаем таким качеством: можем, если захотим, казаться на 20 лет моложе, а старше — так это вообще легко.
— Не смущало вас, что вашей героине 85?
— Это смущало Йоса Стеллинга, который сомневался, захочется ли мне сыграть старую женщину. Но меня очень увлек сценарий, и я сделала все, чтобы понравиться Стеллингу. Читала ему стихи, прозу: На прощание даже поцеловала, а потом переживала, что переступила меру. Зато когда узнала, что меня утвердили, была по-настоящему счастлива. Мне кажется, когда Рената увидит мою актерскую работу, то будет очень довольна. Я сыграла женщину с тяжелой и несчастной судьбой, а уж я-то знаю, что такое тяжелая бабская доля. После съемок вся группа мне аплодировала, а Стеллинг подошел и нежно обнял. Уверяю: многие, увидев меня в этом фильме, будут очень удивлены, ведь считали, что я не способна создавать глубокие характеры. До сих пор меня меряют по «Бриллиантовой руке». Хотя моя любимая работа — Марья Тимофеевна Лебядкина из «Бесов» Достоевского. Правда, это в театре. Сейчас я сожалею, что «подыгрывала» своей героине из «Бриллиантовой руки» и упустила роли другого плана. Хотя обрела имидж — иначе не стояла бы я сейчас перед вами в мини, кокетливой шапочке и перчаточках. Я вообще люблю нравиться…
— В театральных вузах начались отборы абитуриентов. Что бы вы посоветовали ребятам?
— Очень хорошо подумать — стоит поступать или нет. Сейчас у молодежи одно желание — прославиться: чтобы печатали в журналах, приглашали на презентации: Но актерская профессия очень тяжела, и в ней нет никаких гарантий того успеха, о котором думают непосвященные. Здесь — сплошная зависимость: от случая, режиссера, материала, который может лечь на твою индивидуальность, а может и не лечь. Бывает, что актер-новичок, увидев себя на экране, так разочаруется, что это чувство потом — на всю жизнь. Даже если он очень хорошо играл, картина в целом лишь в малой степени зависит от его труда.