Почему МГУ не котируется?

В рейтинге вузов авторитетного британского журнала Times Higher Education МГУ им. Ломоносова досталось лишь 168-е место

Другие наши университеты вовсе не попали в список. Почему? Об этом «Труд» побеседовал со знатоками истории российской высшей школы. Доктор исторических наук Федор Петров и кандидат исторических наук Любовь Хорошилова написали пятитомник «Университет для России».

 — Так почему нас не ценят составители заграничных рейтингов?

Любовь Хорошилова: Система оценок на Западе другая. Они берут за основу индекс цитирования: как часто преподавателей вузов цитируют коллеги в научных работах. А у нас упоминать друг друга не принято. Есть еще понятие keywords — ключевые слова, которые надо указывать на английском. У нас старики языками не владеют, молодые просто в науку не идут. Грошовая стипендия сразу отсекает способных провинциалов. В столовой главного здания МГУ в годы моего студенчества были бесплатными хлеб, салат из капусты. Человек из бедной семьи никогда не умер бы с голоду.

Федор Петров: В историческом музее со мной работает сын рабочего из Электростали. На истфаке МГУ он встретил будущую жену, дочь шахтера из Воркуты, она теперь зампредседателя РАН. Тогда социальные лифты работали, сейчас — нет. Даже молодые преподаватели не могут позволить себе заниматься одной наукой. Им тогда просто не на что будет жить!

Л.Х.: Вместо системы научных школ нам навязывают систему грантов. Молодой ученый подает в специальный комитет заявку. Если тема заинтересовала, то дают деньги на исследования. Потом может написать уже в другую организацию, которая находится в другом городе. Если получит деньги и оттуда, он срывается с места, переезжает. Ни к какому конкретному вузу, ни к какому научному руководителю он не привязан. Такая схема абсолютно не соответствует ни модели нашего образования, ни нашей психологии, менталитету.

Снижаются требования к качеству образования. В МГУ наряду с классическими факультетами появились «приспособленцы» — мировой политики, глобальных процессов, бизнес-управления, нанотехнологий… Что это за специальности такие?! Кто там учит и чему? В Англии Кембридж и Оксфорд — классические университеты, оплоты фундаментальной науки. Конечно, и там добавляются новые курсы, но в разумных пределах. Те же, кто хочет научиться «управлять процессами», идут не в вузы, а на курсы МВА. Трагедия еще и в том, что само наличие этих «самозванцев» дезориентирует молодежь.

Ф.П.: В российском образовании традиционно велика роль государства. Даже создавались наши университеты в свое время по приказу сверху. Наука у нас возродится, когда правящие страной люди поймут всю важность классического, фундаментального образования.

С другой стороны, должна измениться психология общества. Нужно, чтобы люди поняли: главное — не деньги, а то, каким способом они зарабатываются. На ученых снова должны научиться смотреть с уважением. Вспомните старые советские фильмы. Там профессора были седыми, иногда чудаковатыми, но всегда уважаемыми.

Хочется быть оптимистом. Московский университет переживал суровые времена. В 1911 году университет из-за конфликта с властями покинули 300 лучших профессоров! В 20-е годы классическую систему преподавания сломали, но уже в 30-е она снова была восстановлена. Вот и сейчас, надеюсь, мы соберем все по кусочкам после разрухи, которая была в 90-е.