Монорельс приехал в тупик

Новый вид транспорта в Москве признали бесперспективным

Столичные власти продолжают избавляться от наследия Лужкова. На этот раз под разборку попал не банк или продовольственный рынок, а московский монорельс, связавший станцию метро «Тимирязевская» и улицу Эйзенштейна возле северного входа ВВЦ. Причем разборка намечается самая натуральная — в прямом, физическом смысле этого слова.

Заместитель руководителя департамента транспорта правительства Москвы Евгений Михайлов, выступая в немецком Ганновере на заседании круглого стола на тему «Москва — быстрый город: новая идеология развития дорожно-транспортной инфраструктуры», заявил, что этот вид транспорта признан нерентабельным. «Линия монорельса спроектирована достаточно неудачно и перевозит в сутки не более 10 тысяч пассажиров», — объяснил чиновник. А содержание обходится городу почти в миллиард рублей.

В общем, дешевле разобрать, чем пользоваться. Неизвестно, во что обойдется ликвидация сооружения, но пробок на прилегающих автодорогах точно прибавится.

Напомним, что этот новый для нас вид транспорта построили по инициативе бывшего мэра Юрия Лужкова в начале нулевых годов — с расчетом на Всемирную универсальную выставку «ЭКСПО-2010», на которую тогда претендовала Москва. Проектировал и строил его в порядке эксперимента Институт теплотехники, более известный ракетными установкам «Тополь». Они тоже когда-то были экспериментальными, но сегодня трудно представить стратегическую оборону без «Тополей».

А столичный монорельс действительно появился в России впервые. К тому же сооружался в крайне неудобных условиях мегаполиса: трасса с крутыми поворотами, подъемами и спусками, где невозможно развить плановую, крейсерскую скорость в 60 километров в час (в чем его сегодня упрекают критики). Зато московскому монорельсу оказались вполне посильны переходы через городские автострады и железнодорожные магистрали. А самое главное — именно монорельс показал себя наилучшей выделенной полосой для общественного транспорта, которые можно и нужно строить вдоль насмерть перегруженных московских радиальных и кольцевых автодорог.

Как утверждает директор Института теплотехники Игорь Краснов, «московская монорельсовая транспортная система — самый экологически чистый вид транспорта в столице. К тому же его строительство стоит в четыре раза дешевле метрополитена, а возвести его, как доказал даже первый опыт, можно вчетверо быстрее».

Первоначально трасса монорельса задумывалась по линии перегруженного Ярославского шоссе, где он сразу оказался бы востребован максимально. Но у нового вида транспорта с самого начала не оказалось заботливого и заинтересованного хозяина. Его передали в управление метрополитену, для которого «российский элевейтер» сразу оказался нелюбимым пасынком, отрывавшим время и деньги от привычных подземных забот. Тогдашний глава столичной подземки Дмитрий Гаев прямо называл монорельс слишком большой роскошью для многомиллионной столицы. К тому же его появление грозило внутриведомственной конкуренцией, ибо новую транспортную систему сразу начали примерять к трассам от центра города до Экспоцентра, аэропортов Шереметьево и Внуково, к Воробьевым горам и т. д.

Теперь, похоже, на этих идеях можно ставить крест. Взамен на существующих, не слишком широких городских улицах власти будут с новой энергией отгораживать крайние полосы движения для общественного транспорта. Вместо того, чтобы сверху запустить монорельс — как это делается в Японии, Австралии, Швейцарии, Америке...

Правда, в столичном департаменте транспорта ганноверское заявление Евгения Михайлова вчера было названо преждевременным. Ибо «решение пока не принято». Тем временем Институт теплотехники получил предложение из Испании — поучаствовать в создании сети надземного транспорта для городов.

А желающим сократить затраты на общественный транспорт можно посоветовать ликвидировать также троллейбусы, автобусы и метро. Ибо все они были, есть и будут убыточными. К слову, от значительной части трамвайных маршрутов избавились, чтобы расширить проезжую часть. Но проблем меньше не стало.