В самом деле, всю прошедшую неделю на нас нагнетали страх перед бритоголовыми фашиствующими юнцами, так называемыми скинхедами, которые в последнее время отметились террором в отношении выходцев из африканских и азиатских стран. Они разослали во многие организации письма с объявлением об акциях, приуроченных к очередной годовщине появления на свет их кумира - нацистского фюрера.
Замечу: ТВ много и охотно показывало в информационных выпусках последних недель сцены нападения молодежных банд на случайных прохожих. Причем делало это по одной и той же схеме: мы наблюдали издалека (то ли телевизионщики боялись за свою безопасность, то ли стремились сохранить анонимность бандитов), как стая юных экстримистов, окружив на улице или в подземном переходе одинокого человека, жестоко избивала его. А потом видели, уже вблизи, растерянные, малоосмысленные лица мальчишек в милицейском "интерьере" - и оставались в недоумении: что же было истинной причиной случившегося?
Готовое немало времени и сил потратить на то, чтобы рассказать зрителям во всех подробностях о какой-нибудь финансовой афере или разборке вокруг переходящего из рук в руки прибыльного предприятия, телевидение становится на удивление "застенчивым", когда речь заходит о проявлениях отечественного экстремизма. Вездесущие репортеры, способные в других случаях проявлять чудеса изобретательности в поисках новой информации, остались почему-то равнодушными к этой теме. Не могу назвать передачи, в которой тележурналисты попытались бы либо встретиться с фашиствующими скинхедами, либо внедриться в их среду (есть же и те, кто стоит за ними, их направляет), либо каким-то другим способом поближе познакомиться с их идеологией.
Помнится, такой же была ситуация и с футбольными фанатами. Их, кстати сказать, нередко из-за некоторого внешнего сходства принимают за скинхедов. ТВ показывало общие планы побоищ на трибунах стадионов, разбитые кресла для зрителей, шествия возбужденной толпы подростков в одинаковых шапочках и шарфах. Схожие, как две капли воды, съемки сопровождались традиционным, ставшим уже привычным, негодованием телекомментаторов.
А потом однажды в эфир вышла передача, где нас ближе познакомили с лидерами и "теоретиками" агрессивных молодежных групп. И многое встало на свои места. Не скажу, чтобы проблема после этого тут же была решена, но она оказалась понятней. Прояснились общественные и психологические корни явления. Увиделись возможности если не побороть сразу опасность, то по крайней мере предупредить ее.
Или - еще пример. В последнее время, по свидетельству социологов, под воздействием целого ряда обстоятельств - от войны в Чечне до резкого увеличения нелегальных эмигрантов из республик бывшего Советского Союза - в стране усилилась ксенофобия, нетерпимость к "инородцам", лицам "кавказской национальности", выходцам из азиатских республик, поборникам ислама.
Можно, конечно, не замечать проблему. Можно наивно рассчитывать, что она сама собой решится. К счастью, есть и третий путь, более соответствующий возможностям ТВ. Им воспользовались авторы еженедельного тележурнала, выходящего утром по пятницам на РТР. Назвали его бесхитростно - "Мусульмане". И попытались решить в нем сразу несколько задач.
Во-первых, конечно, рассказать подробнее о самом исламе. В разных выпусках журнала его ведущая, недавняя выпускница ГИТИСа Динара Садретдинова неназойливо, но последовательно вводит нас в непривычный мир религии, которую исповедуют полтора миллиарда жителей Земли. Курбан-байрам, хадж, навруз - эти названия, едва знакомые большинству по прежним упоминаниям в информационных сюжетах новостных программ, обрели тут свой глубокий смысл. А кадры, показывающие миллионы облаченных в белые одеяния паломников, приехавших в Мекку со всех концов планеты, производят неизгладимое впечатление, смотрятся как кадры какого-то фантастического фильма.
Вторая сквозная тема телевизионного еженедельника - люди, исповедующие ислам. Люди безвестные и знаменитые. Хорош выпуск, целиком посвященный вратарю сборной России по футболу Руслану Нигматуллину. Не только болельщикам интересно было поближе познакомиться с нашим соотечественником, оказавшимся волей случая в Вероне. В той самой, где когда-то из-за вражды Монтекки и Капулетти разыгралась трагедия, запечатленная Шекспиром. Красивый, мирный город, в котором живет ныне вратарь местного клуба "Верона" - истовый мусульманин со своей русской женой Леной. Живет с мечтой на заработанные футболом деньги построить здесь мечеть. Третью во всей Италии. Живет, уверенный, что его намерение не вызовет у окружающих противодействия и шекспировских страстей.
Третье важное качество тележурнала - взаимоотношения мусульман с окружающим миром. Тут и русский художник Владимир Попов, лучше других освоивший красоту вязи исламского орнамента. И потомки когда-то попавших в Белоруссию татар, которые арабскими буквами в своих книгах писали славянские тексты. И авторы первого перевода Корана на карельский язык...
"Мусульмане" стали примером того, что ТВ способно адекватно осмысливать существующие в обществе проблемы. Снимать напряжение. Работать, не дожидаясь, когда возникнут неодолимые конфликты. А то ведь известна наша традиция: пока гром не грянет...