ЗВЕЗДЫ ОКАЗАЛИСЬ ТУСКЛОВАТЫМИ

Афиша концертов "Звезды балета Опера де Пари в Кремле", прошедших на днях на сцене Дворца съездов, выглядела броско и многообещающе. На фоне Эйфелевой башни в эффектном прыжке замерла фигура танцовщицы в красном хитоне. Создатели рекламного плаката сработали профессионально - балет "Гранд-опера" (как у нас по традиции называют труппу Национальной парижской оперы, или Опера де Пари) является таким же символом Франции,как и всем известное детище Эйфеля...

Почти четверть века миновало с тех пор, как в 1977 году на сцене Большого театра с триумфом прошли последние гастроли прославленной парижской труппы. Потом о жизни "Оперы" можно было судить лишь понаслышке. Изменить ситуацию попыталось недавно созданное гастрольное агентство - СГА, выбрав для собственного дебюта, казалось бы, беспроигрышный проект - концерты "звезд" балета Опера де Пари в Кремле.
Возможность увидеть не одного или двух, а 12 солистов труппы такого уровня за один вечер в классическом и в современном репертуаре выглядела для зрителей более чем заманчивой. Однако тех, кто пришел в Кремлевский Дворец, традиционно "купившись" на громкое название, ожидало некоторое разочарование. Несмотря на то, что среди участников концертов были и известные артисты.
Выступления Изабель Герэн и Кадера Беларби в па-де-де из 2-го акта классической "Жизели", Элизабет Платель и Яна Сайза в великолепном дуэте из балета "Дама с камелиями" (хореография Дж. Ноймайера) стали бесспорной кульминацией этих представлений. Мастерство исполнителей не вызывало сомнений, а изящный, отточенный, стильный танец был достоен самых восторженных слов. Но ведь и Герэн, и Платель, и Беларби, представляя старшее поколение артистов "Оперы", уже уступили свое ведущее положение в труппе более молодым "этуалям" --("этуаль" - официальный титул премьеров в "Гранд-опера") - таким, как, например, Николя Ле Риш. И потому называть ветеранов самыми яркими "звездами" "Гранд-опера" сегодня не совсем правомерно, не говоря о статусе и уровне мастерства других участников концертов.
И хотя доброжелательно настроенный зрительный зал по достоинству оценил темперамент, виртуозную технику Эммануэля Тибо в "Сильфиде" А. Бурнонвиля, красоту линий танца Карин Аверти в "Неоконченной симфонии" хореографа П. ван Дайка, - общий уровень "звезд" оказался гораздо ниже того, что ожидала увидеть московская публика. Знаменитое Классическое па-де-де на музыку Л. Обера (хореография В. Гзовского) в исполнении Жюльян Матисс и Эрве Куртэна было станцовано провинциально серо, артисты продемонстрировали удивительное для такой труппы отсутствие стиля и просто недостаток техники. Не лучшим образом выглядела и "этуаль" Элизабет Морен в па-де-де из "Щелкунчика". Крепко сбитая, угловатая танцовщица, с явным усилием преодолевавшая трудности хореографии Р. Нуреева, вызвала чувство недоумения. Особенно после прочтения в буклете выспренних строк: " ...она из тех балерин, что одним движением руки заставляют постичь вечность"... Безрадостно было смотреть и на Сильфиду Александры Кардинале, едва обозначавшей танцевальный рисунок известной партии, еле отрывавшейся от пола. Странным выглядело и включение в программу далекого от шедевральности вальса из "Щелкунчика" в исполнении артистов "Кремлевского балета", руководимого А. Петровым.
На этом неловкости "звездного" концерта не закончились. Буклет, хоть и нарядный, содержал массу неточностей и грубых ошибок в тексте. А шеститысячный зал Кремлевского Дворца из-за дороговизны билетов - до 7500 рублей! - был лишь наполовину заполнен зрителями.
Конечно, приглашение на гастроли артистов Парижской Оперы даже не первого порядка - дело дорогое. Чего стоит одно имя театра! Но даже новичку в мире театрального бизнеса полезно помнить о том, что самый дешевый билет на спектакль "Гранд-опера" в Париже стоит около 4 долларов, то есть на наши деньги примерно 120 рублей. Почему же с российского посетителя галерки огромного КДС дерут втрое-вчетверо больше?
Словно дело происходит не в столице на концертах цивилизованных европейцев, а где-нибудь в отечественной глубинке, куда наши собственные "звезды", случается, приезжают ради легкого заработка, используя неискушенность местной публики в реальных ценах. Лихие российские гастролеры (чаще всего это эстрадники) в таких случаях выразительно говорят: отправляемся на "чес"...