КИТАЙСКАЯ ГАВАНЬ "МИНСКА"

Почти 5-миллионный город Шэньчжэнь, что вытянулся вдоль границы со специальным административным районом Сянган (так нынче официально именуется Гонконг), слывет "витриной" китайской политики реформ и открытости. Здесь расположены первая и самая крупная в стране специальная экономическая зона, одна из двух (вторая - в Шанхае) бирж не только общенационального, но и регионального значения, многие сотни, а может, и тысячи офисов китайских фирм и представительств всемирно известных корпораций.

Шэньчжэнь - один из центров деловой активности Китая, но не скучают здесь и туристы. В городе открыты парк национальностей, где представлены быт и обычаи населяющих страну народностей. Парк "Китай в миниатюре", где можно увидеть уменьшенные копии самых живописных уголков Поднебесной, парк мира - там собраны мини-макеты архитектурных достопримечательностей со всех континентов. А с полгода назад в городе появился объект, захвативший и прочно удерживающий пальму первенства по числу посетителей...
От привокзальной площади автобус маршрута N 205 за полчаса доехал до прибрежного района Шатоуцзяо. Еще пять минут прогулки пешком в направлении виднеющегося за домами моря, и вступаешь на ухоженную территорию главного объекта паломничества туристов - парк "Мир авианосца "Минск".
Путь на борт самого корабля пролегает через трехэтажное строение, переполненное людьми. Первый этаж - обычный крытый рынок, где с равным успехом идут нарасхват обычные фотопленки и сборные модели "Минска" от 120 юаней (15 долларов) за штуку. На верхних этажах - офисные помещения компании "Мир авианосца "Минск" с персоналом более полутысячи человек. В кассах сбоку от входа беру билет за 100 юаней (это примерно 12 долларов - для рядового китайца сумма немаленькая) и через турникет, где оставляют корешок и выдают путеводитель по плавучему гиганту, прохожу к пристани и по железному настилу поднимаюсь на борт корабля-красавца.
Авианесущий крейсер "Минск" водоизмещением 42 тысячи тонн был заложен в 1972 году. Через несколько лет спущен на воду и вошел в состав Тихоокеанского флота. С конца 70-х нес боевую службу в южных морях и в те годы представлял собой объект повышенного внимания со стороны Китая. Увы, век "Минска" выдался недолгим - едва отслужив 15 лет, крейсер попал в жернова сначала перестройки, затем - шоковых реформ начала 90-х. В 1994 году был продан бизнесменам из Южной Кореи, задумавшим превратить его в плавучий парк развлечений. Однако разразившийся в 1997 году азиатский финансовый кризис круто изменил судьбу корабля, и с согласия России он в августе 1998 года был продан Китаю за 5,8 млн. долларов. Увы, с собратом "Минска" крейсером "Новороссийск" судьба обошлась еще жестче - он был продан Сеулу и разрезан на металлолом.
Новые хозяева отбуксировали крейсер от берегов Кореи на верфь южнокитайского порта Гуанчжоу, где в течение почти двух лет велись работы по его переоборудованию, обошедшиеся, по словам менеджера компании "Мир авианосца "Минск" Ян Сяолиня, в 500 млн. юаней (62 млн. долларов). Разумеется, все вооружения и аппаратура были сняты с корабля еще в России, до продажи Корее. Но и переоборудование "Минска" в объект туризма представляло собой грандиозную задачу - подобным опытом китайцы не располагали. Как бы то ни было, в течение двух лет корабль рождался заново - все внутрикорабельные помещения, переборки, узкие проходы, каюты и кубрики были демонтированы, а освободившиеся помещения превращены в демонстрационные залы. Ни о каком использовании крейсера в его нынешнем состоянии в военных целях не может быть и речи. Не нужно быть специалистом, чтобы одним беглым взглядом определить: "Минск" теперь это уже не корабль. Вставший на стоянку в Шатоуцзяо, он больше походит на плавучий музей и выставочный зал, но уж никак на "грозу морей и океанов".
По завершении отделочных работ в мае прошлого года "Минск" отбуксировали в Шэньчжэнь, где он открылся для доступа посетителей в конце сентября, в канун национального праздника. Парк привлекает толпы зевак и пользуется бешеной популярностью у туристов - многие приезжают в этот город исключительно для того, чтобы вступить на палубу "Минска". Парк посещают от 6 тысяч человек в обычные рабочие дни, до 30 тысяч - в выходные и праздники. Много посетителей из Сянгана (Гонконга), что в каких-то 3 - 4 кабельтовых от борта "Минска". Предприятие "Мир авианосца "Минск" слывет весьма рентабельным и с лихвой окупает расходы по своему созданию - за минувшие полгода на корабле побывало не менее 1 миллиона человек.
По лестнице перехожу внутрь крейсера, где посетителей встречают приветливые девушки и юноши - персонал, облаченный в форму различных цветов (белого, голубого, серого) с шевроном "Армия "Минска" на рукаве. Экскурсия начинается с посещения кинозала, где демонстрируется документальный фильм об авианосцах вообще и о "Минске" в частности. Внутри обустроены просторные залы, на стенах вывешены фотографии корабля и его экипажей в разные годы, здесь же продаются всевозможные сувениры.
Прохожу в торпедный отсек с макетами образцов этого смертоносного оружия. Меня обгоняет шумная ватага ребятишек с учительницей - они пришли на экскурсию. Восторгу китайской детворы нет предела - они на самом настоящем военном корабле!..
Поднимаюсь на просторную палубу, где из динамиков доносятся знакомые мелодии - марш "Прощание славянки", вальс "На сопках Маньчжурии", военные песни советской эпохи. Ближе к корме стоят пять выкрашенных в бело-голубой цвет истребителей МиГ-23 и два вертолета Ми-24 защитной окраски. "Вообще-то на "Минске" должны были находиться 24 самолета вертикального взлета Як-38 и 12 вертолетов Ка-25, - поясняет Ян Сяолинь, - но разыскать и приобрести эти модели в России не удалось, а потому пришлось довольствоваться тем, что есть".
Носовая часть корабля - различные системы вооружений: ракеты для поражения подводных лодок, убойная для вражеских авианосцев система "Базальт", зенитно-ракетные комплексы и т.п. Повсюду шныряют посетители - кто фотографируется возле каждой пушки и ракеты, а кто внимательно слушает рассказ экскурсоводов, прицокивая языком в знак восхищения.
От прямых лучей знойного южного солнца железная палуба нагревается и начинает дышать раскаленным жаром. Пересыхает во рту, но от жажды не умрешь - на палубе выставлены пара лотков "Пепси", а рядом с проходом вовнутрь - вход в бар с красноречивым названием "Атака". В меню, помимо чая, кофе, фруктовых соков, хватает и алкогольных напитков - от завозных "Смирновки" и "Столичной" до фирменных здешних коктейлей, названия которых говорят сами за себя, "Камикадзе", "Су-27", "Конец света" и "Залп "Минска".
Спускаюсь в ангар, где под внушительных размеров стягом бывшего советского ВМФ стоит еще один МиГ. Огромное помещение превращено в концертный зал и уголок детских аттракционов. Многолюдно - к сцене не протолкнуться. Там с конца прошлого года выступает с концертами труппа "Терн" из Киева, приехавшая в Шэньчжэнь с полугодовым контрактом для увеселения посетителей "Минска". Представления идут каждый час и включают в себя песенно-танцевальные и цирковые акробатические номера. Публика визжит от восторга.
Вдоль коридоров внутрипалубных помещений оборудованы корабельные помещения: кубрики матросов и каюты офицеров, санчасть, кают-компания, каюты командира и старпома, зал с тренажерами, сауна и душевая. Столовую заменяет просторный ресторан с миловидными официантками и богатым меню. Вывешена атрибутика военно-морского флота, на стеллажах и книжных полках - специально подобранная литература. На мой вопрос о происхождении множества фотографий с видами "Минска" и его экипажей разных лет Ян Сяолинь отвечает: "Подарены нашими друзьями из числа бывших моряков крейсера".
Вхожу в зал с макетами военных кораблей разных лет и разных классов - от первых броненосцев до линкоров времен Великой Отечественной и современных подводных кораблей. Особый интерес у публики вызывает модель подлодки класса "Оскар", к которой принадлежал погибший в августе прошлого года "Курск". Небольшой, но аккуратный музей, надо отдать должное нашим восточным соседям, поражает духом искреннего уважения к истории российского флота минувшего столетия. Остается только вздохнуть при мысли о том, что такой уникальный проект, соединивший интересы коммерческой выгоды и идею патриотического воспитания, создан за тридевять земель от России чужеземными предпринимателями.
Шагаю в направлении к выходу по длинному коридору, вдоль стен которого развешаны картины маринистов. А за поворотом взору открывается еще одна экспозиция - на сей раз наших достижений в освоении околоземного пространства. Здесь выставлены модели спутников и космических кораблей, фотографии и копии архивных документов, костюмы космонавтов и даже чучело знаменитой Лайки. Впрочем, музей космонавтики начинается еще на берегу, где в вестибюле административного здания стоит модель капсулы транспортного космического корабля ТМ-1, доставлявшего грузы на орбитальную станцию "Мир". Наши достижения в космосе пользуются в Китае огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Но это - уже другая история...
P.S. С санкции государственного комитета по делам экономики и торговли КНР корпус авианосца "Киев" также будет использоваться в туристических целях. Российский авиносец "Киев" водоизмещением в 40500 тонн был построен в 1975 году и списан с военной службы в 1995 году. Он был продан тяньцзинской компании по демонтажу судов с ограниченной ответственностью за 70 млн. юаней. Энергосистема, системы связи и вооружение, имевшиеся на "Киеве", были сняты для продажи китайской стороне. В ближайшее время "Киев" будет доставлен на шаньхайгуаньскую судоверфь для ремонта и подновления.