Не нужен им берег турецкий. Но где российским спортсменам найти применение своим незаурядным силам и талантам?
Вслед за легионерами, выступавшими за российские клубы, за границу могут потянуться и российские атлеты, из-за санкций рискующие оказаться вне большого спорта, которому они посвятили всю жизнь. И что, их тоже зачислять в ряды предателей?
Когда-то Спартакиады народов СССР именовали малыми Олимпиадами — за их представительство, разнообразие соревновательной программы, показанные результаты на уровне мировых достижений. Предстоящие летние и зимние Олимпийские игры можно будет называть именно так без всяких кавычек, если смена спортивного гражданства российскими спортсменами обретет массовый характер. Во всяком случае предпосылки к этому наметились далеко не сегодня, а недавние санкции МОК и многих международных спортивных федераций в отношении российских спортсменов способны значительно ускорить этот процесс.
Судите сами. В Пекине экс-россиян, выступавших под другими флагами, оказалось полтора десятка: стреляющие лыжники Екатерина Аввакумова и Тимофей Лапшин представляли Корею, Елена Кручинкина и Никита Лобастов — Белоруссию, Алина Стремоус, Павел Магазеев и Максим Макаров — Молдавию, Наталья Ушкина — Румынию, хоккеист Денис Осипов — Китай, мастера фигурного катания Анастасия Губанова — Грузию, Елизавета Жук — Чехию, Екатерина Куракова — Польшу, Екатерина Рябова — Азербайджан, Виктория Сафонова — Белоруссию, Анастасия Шаботова — Украину...
Можно лишь гадать, каким может оказаться «российское представительство» на будущих Играх, если только Федерация фигурного катания России в год получает до 40 заявок на переход в другое спортивное гражданство. А прессинг наших атлетов практически во всех видах спорта, ограничения в их правах, запреты на участие в международных стартах будут, увы, только нарастать.
Первой весенней ласточкой, официально сменившей российское гражданство, стал велогонщик Павел Сиваков, который теперь будет выступать за Францию. Справедливости ради отметим, что и до того его связи с исторической родиной были номинальными: он родился в Италии в семье советских велогонщиков, позже перебравшейся во Францию, где Павел и начал профессиональную карьеру, выступая, впрочем, за российскую команду. Может быть, потому на решение велогонщика наша общественность бурно не отреагировала.
Совсем по-иному была ею оценена ситуация с шахматистом Евгением Романовым, который вырос, стал гроссмейстером, призером чемпионатов Европы и шахматной олимпиады в России, но в последние годы в ней не проживал, сконцентрировавшись на тренерской работе за рубежом. По его словам, он давно задумывался о смене спортивного гражданства с российского на норвежское. «Это двойные стандарты... Менять гражданство — это предательство, дважды или трижды — все равно тебя не полюбят», — предупредила депутат Госдумы, олимпийская чемпионка Светлана Журова. «Кто сменил российское гражданство — в добрый путь. Только пусть потом не возвращаются» — так «поприветствовал» состоявшихся и потенциальных перебежчиков замминистра спорта РФ Одес Байсултанов.
Некоторые наши федерации словам предпочли юридические действия. Так, Федерация фигурного катания на коньках, словно предвидя нынешний виток напряженности на всех фронтах, в том числе и на спортивном, ввела собственные правила перехода — отличные от регламентов ISU, предусматривающих 12-месячный «карантинный» период. По нашим новым нормам спортсмены, выступающие или выступавшие за сборную России, имеют право на официальный переход через два года после получения запроса от зарубежной федерации, а не с даты участия в последнем турнире под эгидой ISU. Очевидно, что в таком случае сроки перехода увеличатся от нескольких месяцев до года в зависимости от конкретной ситуации. И тогда подобная смена адреса может оказаться просто бессмысленной.
Впрочем, почетный президент Федерации фигурного катания России Валентин ПИСЕЕВ в интервью «Труду» заявил, что не верит в катастрофическое развитие событий и массовый отъезд наших ведущих фигуристов. «Я в принципе никогда не выступал сторонником смены гражданства среди фигуристов. Но мы всегда старались идти навстречу бывшим нашим союзным респуб-ликам, помогали создавать у них свою школу фигурного катания, налаживали систему подготовки. Поэтому мы не возражали, когда некоторые наши спортсмены — не лидеры, конечно, а, к примеру, пятые-шестые номера — переезжали туда. В надежде, что они будут способствовать развитию фигурного катания в Азербайджане, Грузии, на Украине, в других республиках, ставших со временем суверенными государствами. Сколько я сам ездил и в Киев, и в Одессу, и в Днепропетровск, и в Северодонецк, убеждал местное руководство поддержать фигурное катание! И в этих странах постепенно появлялись свои кадры, строились катки, создавались судейские коллегии, вырастали свои Петренко и Баюлы! — напоминает Писеев. — Что касается сегодняшней обстановки, то я против того, чтобы наши ведущие спортсмены куда-то уезжали. Я все-таки надеюсь на то, что ситуация изменится. Конечно, нужно принять меры, организовывать и проводить соревнования и турниры для ведущих спортсменов, создавать для них все условия для подготовки, поддержать тренеров, искать новые идеи, форматы — например, как это было сделано при создании КХЛ в хоккее. Ни в коем случае нельзя отчаиваться! Мы не раз переживали сложные времена — вспомните начало 90-х, например, и всегда их с честью преодолевали!»
В свою очередь, президент Гимнастического клуба «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина Андрей ЗУДИН сообщил «Труду»: «У нас сейчас тренируются Никита Нагорный, Артур Далалоян, они готовятся к чемпионату России. Никаких разговоров о смене гражданства я не слышал. У ребят контракты с европейскими клубами. И они действующие. Считаю, бежит от реальности тот, кто слаб. Все зависит от каждого. Да и международные соревнования вполне возможны. Под эгидой той же БРИКС, например. Сложности есть, конечно. Но мы продолжаем работать — что еще остается?»
Остается надеяться, что правительство не останется в стороне от помощи спортсменам и тренерам. И те 8 млрд рублей, которые, как сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, были сэкономлены после переноса международных соревнований из России, пойдут на нужды отечественного спорта. И массового, и большого.