И все-таки Россия постепенно впадает в культурную изоляцию. Это касается музыки, театра, кино
После ухода с российского кинорынка больших голливудских студий, что нанесло ощутимый финансовый ущерб кинотеатрам, проблемы возникли у наших крупнейших фестивалей. На днях Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) объявила, что приостанавливает аккредитацию Московского международного кинофестиваля (ММКФ) и международного фестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге.
Отзыв аккредитации означает потерю статуса класса А для этих фестивалей, возглавляемых, соответственно, Никитой Михалковым и Алексеем Учителем. А в реальности это вряд ли позволит провести упомянутые киносмотры в нынешнем году. В сложившихся условиях в Россию не приедут ни зарубежные участники, ни их фильмы.
С другой стороны, и нашим деятелям кино нелегко продвигать свои новые проекты за пределы страны. Так, российские ленты «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и «Казнь» Ладо Кватании оказались недавно исключенными из программы кинофестиваля в Глазго. От российских фильмов отказался киносмотр в Стокгольме. А организаторы фестиваля российского кино в Париже в последний момент отменили это традиционное для французской столицы культурное событие, решив показать из большой программы всего одну картину — работу ученика Сокурова Владимира Битокова «Мама, я дома», рассказывающую о судьбе матери, чей сын завербовался на службу в Сирию.
По-своему жесткую позицию занял и Каннский фестиваль: «Если военная операция не закончится на условиях, которые удовлетворят украинский народ, мы не будем приветствовать официальные российские делегации и не допустим присутствия на фестивале кого-либо, связанного с российским правительством». Хотя для независимых творцов двери на фестиваль, который стартует 17 мая, останутся открытыми. Поговаривают, что в программу престижного киносмотра на Лазурном Берегу может быть включен фильм «Жена Чайковского» («Антонина») в режиссуре Кирилла Серебренникова, фильмы которого «Лето» и «Петровы в гриппе» уже представляли в Каннах российское киноискусство.
Неясной остается и судьба «Кинотавра» — главного и лучшего отечественного фестиваля, намеченного на сентябрь. Дело в том, что на днях в прессе появилось письмо Сергея Шойгу Ольге Любимовой, в котором министр обороны попросил министра культуры «исключить» Владимира Зеленского — ныне президента Украины, а в прошлом актера и продюсера — и «крупного украинского медиаменеджера» Александра Роднянского, ранее выступившего против военной спецоперации, «из культурной повестки Российской Федерации».
«Популяризация указанных лиц в текущих условиях не способствует выполнению решений, принятых руководством страны и Минобороны России», — пишет Сергей Шойгу. На деле это может означать изъятие из телевизионного репертуара популярного сериала «Сваты», произведенного кинокомпанией Зеленского, и фильмов, к созданию которых может быть причастен продюсер Александр Роднянский.
Многократный лауреат Каннского фестиваля и четырежды номинант на «Оскар», обладатель премий"Ника«, «Золотой орел» и 15 статуэток ТЭФИ, Роднянский написал в социальных сетях, что он продюсировал фильмы Александра Сокурова, Федора Бондарчука, Павла Чухрая, Андрея Звягинцева, Сергея Снежкина, Владимира Хотиненко, Александра Котта, Данилы Козловского, Кантемира Балагова, Киры Коваленко: И потому его роль и место в культурной повестке не регламентируются письмами и указаниями министров. И добавил, что он ни при каких обстоятельствах не собирается пользоваться государственными деньгами.
Между тем Роднянский вот уже 18 лет является президентом и владельцем фестиваля «Кинотавр», часть бюджета которого ранее формировалась с помощью государственных грантов. Постарается ли Александр Ефимович провести сочинский фестиваль на частные (в том числе и свои собственные) средства, или киносмотр перейдет в руки более лояльного власти менеджера, или «Кинотавр» падет жертвой геополитики — этот вопрос на сегодняшний день остается открытым. А кинопейзаж на фоне битвы тем временем остается весьма унылым: посещаемость и сборы кинотеатров за последние недели упали в два с половиной раза.