Общее у них есть: первый официально освещает ход сражений сегодня, а когда-то это делал второй. Но имеются и различия
И они вовсе не в возможностях голоса. Сравнивать по ним кадрового военного с диктором, учившимся культуре речи у корифеев МХАТа, глупо. Для нас важно другое. Слова Левитана толкованию не подлежали. Суховатые же доклады Конашенкова люди, готовые рассуждать на любые темы, используют лишь как один из поводов для многочасовой болтовни, транслируемой на всю страну.
В мире происходят глобальные события, участником которых является Россия. Граждане имеют право знать о них нечто большее, нежели количество уничтоженных единиц вражеской бронетехники. Главные государственные каналы пошли навстречу и, отказавшись от развлекательного контента, отдали эфир информационному вещанию. Спустя месяц к наполнившим его программам появились вопросы.
Начнем с формальностей. Все уже усвоили: на Украине идет спецоперация, а не что-то другое. И в названии знаменитого романа Л.Н. Толстого теперь лишь союз «и» можно считать вполне невинным. Пока «ФБ» еще не прикрыли, там большой популярностью пользовалась фотка с трансформаторной будкой в каком-то провинциальном городе. На ней было написано два слова. Первое — всем известное, из трех букв — сверкало во всей своей красе. Второе, хоть и было замазано как неприличное, все же читалось — «войне». Ну и про «мир» лучше лишний раз промолчать.
Но вернемся к понятию «спецоперация». Все последние годы мы подразумевали под ней молниеносные действия силовиков по ликвидации террористов. На Украине же она длится уже месяц. Впрочем, военным виднее, что и как называть. Только пример оказался заразительным. И теперь помимо ток-шоу «Большая игра», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым» в эфире идут «Большая игра. Специальный выпуск», «60 минут. Специальный выпуск» и, соответственно, специальный выпуск «Вечера». Исходя из прежнего опыта зрители знали: если на экране появляется бегущая строка с анонсом специального выпуска новостей, значит, случилось что-то из ряда вон выходящее. Сейчас же телевизионщики не дают нам расслабиться, уверяя в «нерядовом» характере повседневности. Зато теперь и «Вечер» может настать средь бела дня, и 60 минут затянуться на три часа.
Еще о словах. Военные четко делят противника на ВСУ и националистические формирования. Политологи же такими тонкостями не заморачиваются и припечатывают клеймом «нацика» всех подряд, в том числе иностранных наемников.
А вот беженцев они умудрились поделить на две категории — тех, кто отправился на Запад, и тех, кто нашел убежище у нас. В первой, по странному стечению обстоятельств, оказалось множество неблагодарных тварей. С принимающей стороной ведут себя по-хамски, требуют размещения в люксовых номерах отелей и возмущаются, если не работает бассейн. Сюжеты о таких самодовольных уродах в течение дня повторяются много раз. И получается, сочувствие к «западенцам» априори необязательно. Совсем иную картину представляют те, кому удалось прорваться в республики Донбасса или Россию. Все они теперь счастливы и страшно благодарны спасителям. Нехорошая какая-то сегрегация. Люди везде бывают разные, а беда у всех общая, вне зависимости от того, куда они от нее смогли скрыться.
Но это все частности. А теперь вопрос по существу. Политологи и эксперты, ученые мужи и депутаты затрагивают разные темы. Но во всех их спичах красной нитью проходит желание доказать, что иного выхода у РФ, кроме немедленного проведения спецоперации, не было. Биолаборатории, секретные документы, ядерные разработки, зверства «нациков», использующих мирное население как живой щит... Любое вновь открытое обстоятельство, каждый новый факт сопровождаются радостным восклицанием типа: «А мы предупреждали! Не мы их — так они нас!»
Ребята, кому вы адресуете свои разоблачения? Не той ли презираемой вами кучке «плакальщиков» и предателей, что сейчас активно перебираются за кордон? Зачем? Бесполезно же. А если не им, то кому? Простому народу? Так он и без вас разобрался. Или вы растущие рейтинги Путина не видели?
Что хуже: эти патриоты теперь с воодушевлением талдычат о третьей мировой. Мол, уж раз начали кузькину мать показывать, то негоже одними украинскими нацистами ограничиваться. Рассуждают о многовековом противостоянии англосаксов и России, великих деятелей прошлого цитируют. Ничто, по их мнению, просто так не рассосется. Пора самим ставить финальную точку. А подобные исторические изыскания что дадут рядовым зрителям? Тем самым, которые и отечественную-то историю не знают и считают Брежнева соратником Ленина. Или единственная их цель — посыпать на нашу вечную экзистенциальную рану обиды на весь мир новую порцию соли?!
Вернемся к заглавному герою. Конашенков говорит то, что ему положено по должности. Если б он ежедневно оглашал число наших погибших и раненых бойцов, интерес к его докладам был бы куда живее. Но раз нельзя — значит, нельзя. Перечисляемые же цифры уничтоженных военных объектов оставляют аудиторию равнодушной. Она лишь слегка недоумевает: «Когда ж они все кончатся?!» Но на фоне участников ток-шоу выступления генерала выглядят хотя бы конкретными и лаконичными.
А вдруг спецоперация затянется на месяцы? Годы? Неужели так и будем наслаждаться нескончаемым праздником краснобайства?
Но вот цифры. Согласно данным «Медиаскопа», в топе каналов по доле аудитории на прошлой неделе сразу после «Первого» оказались «измеряемые тематические каналы». То есть такие, где показывают кино, котиков и путешествия. Сроду такого не было. Народ, как караул матроса Железняка, устал от болтовни.