Чиновники уверяют, что лекарства не предмет санкций, но это не успокоило граждан. Люди мечутся по аптекам, скупая все подряд и опасаясь остаться без защиты перед лицом болезней. Тут поневоле вспомнится известный совет видного депутата-единоросса выплевывать западные лекарства, заваривать кору дуба и пить капли боярышника... Это временное явление или надо всерьез опасаться ухудшения на лекарственном фронте?
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Да, есть трудности с некоторыми импортными лекарствами, с БАДами и витаминами из США. В дальнейшем импорт будет замещаться аналогами, копиями. Все страны, объявившие санкции, потенциально лишаются привилегий на российском рынке, в том числе и защиты их интеллектуальной собственности. Скоро увидим копирование препаратов из США, ЕС, Японии. Это поможет развитию нашей фармацевтики. Но пока мы на этапе перехода — со всеми вытекающими сложностями.
Экономист на условиях анонимности
— Налицо всплеск ажиотажного спроса. Люди увидели, как растут цены, и бросились закупаться впрок. Успокоительная терапия от чиновников не действует. При нынешнем курсе рубля даже те препараты, что появятся в продаже, грозят стать недоступными для большей части нашего населения. Во всем лекарственном импорте доля свыше 80% принадлежит странам ЕС и США. Доступность жизненно важных препаратов государство обеспечить обязано, хотя и на них цены продолжат расти. А в целом вспышки ажиотажного спроса на лекарства — это надолго.
Светлана Завидова, исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям
— Мы помним, как не так давно Россия не впустила к нам иностранные вакцины от коронавируса. Но сейчас, конечно, не до запретов на ввоз лекарств. Основная проб-лема — нарушение логистики. Могут быть задержки с поставками препаратов. В зоне особого риска люди, которым срочно нужны определенные препараты. Не исключаю уменьшения числа игроков на фармацевтическом рынке, а значит, и снижения конкуренции, что чревато падением качества лекарств. Предугадывать дальнейшую динамику цен сейчас трудно, мы в крайне неуравновешенной ситуации.
Евгений Ройзман, экс-мэр Екатеринбурга
— Сейчас проблем много, особенно у детей с ДЦП и эпилепсией, тут у каждого индивидуальная терапия, а лекарства исчезают из аптек. Известно и о проблемах с инсулином, антидепрессантами. Оптимизма у аптекарей не наблюдается. Беда и с медтехникой. Еще недавно медицинское кресло стоило 135 тысяч рублей, сейчас — уже больше 200 тысяч. Если государство действительно захочет справиться с проблемой, оно справится. Это вопрос приоритетов.
Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»
— Ни одна страна пока не заявляла об уходе с российского лекарственного рынка. Дефицит по ряду позиций связан с общим ажиотажем. Люди опасаются резкого подорожания и нехватки. Но еще пара недель — и положение устоится. Конечно, часть производителей может уйти. Следует опасаться и снижения качества препаратов в целях их удешевления. Немало проблем возникает и с медоборудованием — например, с аппаратурой для генетических исследований, с пленками для рентген-аппаратов, реагентами для лабораторий: Подобное происходит во всех сферах, и рынок лекарств и медоборудования, увы, не исключение.