Агрессивная риторика президента США Джо Байдена звучит все громче, Китай отвечает все более вежливо и хладнокровно
Состоявшийся в минувшую субботу, 19 марта, закрытый видеоразговор по душам лидеров КНР и США показал: Китай верен своему независимому внешнеполитическому курсу и стратегическому партнерству с Россией.
Две предыдущие недели Вашингтон слал предупреждения и угрозы Пекину, который осудил санкции в отношении России и не заклеймил спецоперацию на Украине. Каждый раз американская администрация замеряла степень «шока и трепета»: поддастся ли Пекин на шантаж. В США упорно не раскрывают, чем грозят Поднебесной, но заявляют, что, мол, «до китайцев доведено». На этом сконцентрировался помощник президента США по национальной безопасности Салливан, когда 14 марта встречался с членом Политбюро ЦК КПК, начальником Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи. Но семичасовые переговоры не принесли успеха американской стороне.
Судя по всему, Вашингтон еще питал иллюзии, когда запросил переговоров на самом высоком уровне. И вот они состоялись, но пикантные подробности не раскрываются. Свои впечатления о них президент Байден уложил в одной фразе: «Разговор был хороший». Ничего конкретного не услышали и журналисты в ходе специального брифинга Белого дома. В результате западная пресса заговорила о провале американских надежд на союз с Китаем против России или хотя бы поддержку антироссийских санкций со стороны Пекина.
В отчете о встрече китайского агентства Синьхуа говорится, что Байден именно на это намекал коллеге Си Цзиньпину. Мол, 50 лет назад США и КНР, подписав «Шанхайское коммюнике», объединились в противостоянии с СССР, почему бы и сейчас не быть вместе? Синьхуа ничего не пишет про обсуждение антироссийских санкций. Из сообщений западной прессы можно предположить, что дело было так. Байден, видимо, еще разок огласил список карательных мер, которые последуют, если Пекин попытается помочь Москве, и фактически поставил ультиматум.
На что Си ответил в том плане, что Китай и дальше будет привержен духу сотрудничества с США, но при условии, что американцы не будут учить китайцев, как жить и с кем дружить. Иными словами — вмешательство в китайскую внутреннюю и внешнюю политику приведет к ухудшению отношений. И вообще, современный Китай не приемлет диктата, в чем бы он ни проявлялся. Как ни клялся Байден, что США не хотят холодной вой-ны с Китаем, как ни заверял в верности принципу «одного Китая» (куда входит и Тайвань), Си стоял на своем: «Будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН и двумя крупнейшими экономиками мира, Китай и США должны не только развивать в правильном направлении свои двусторонние отношения, но и брать на себя надлежащую международную ответственность, трудясь на благо мира и спокойствия во всем мире». Пожурив Байдена за то, что его подчиненные не выполняют консенсус, достигнутый лидерами в ноябре прошлого года, он порекомендовал США и НАТО вести переговоры с Россией, чтобы обеспечить ее безопасность, а заодно и безопасность Европы и Украины.
Думается, китайский лидер не опускался до намеков на ответные санкции, это не в обычаях китайской дипломатии. Но вообще-то США настолько завязаны на Китае, что развод будет равносилен краху американской мечты. Один отказ от американских долговых облигаций, которых у КНР на триллион долларов, может обрушить американскую экономику. Не говоря уже о долларе как резервной валюте...
Переговоры имели продолжение. Руководство США, в отличие от многих и многих стран, не выразило соболезнования Китаю по поводу крушения пассажирского самолета. Вместо этого глава Госдепартамента США объявил о введении санкций в отношении китайских чиновников, якобы «причастных к геноциду и преступлениям против человечности в Синьцзяне, репрессивной политике в Тибете, подавлению основных свобод в Гонконге, а также нарушениям прав человека и вероисповедания». С одной стороны, это еще раз подтверждает, что США намерены действовать в отношении КНР «с позиции силы», о чем, кстати, заявил посол США в КНР Николас Бернс перед вступлением в должность. С другой — это может укрепить Китай в его верности отношениям стратегического партнерства с Россией. Никакие, даже самые задушевные переговоры с американскими лидерами не могут отвратить гегемона от его излюбленных методов, от применения санкций и военной силы. Будь то республиканец Трамп или демократ Байден, столкновение с США из-за американской политики доминирования и давления неизбежны.
В последнее время агрессивная антикитайская риторика администрации Байдена звучит все громче. Выделяются огромные средства на «сдерживание» Китая, спонсируется масса антикитайских НКО, в Индо-Тихоокеанском регионе создаются военные альянсы, направленные на противодействие Китаю. В результате Вашингтону может в жизни явиться страшный сон: противостояние одновременно и Китаю, и России.
Вот как видит ситуацию Ху Сицзинь, бывший главный редактор китайской Global Times, газеты, близкой Компартии Китая: «Кого сейчас Соединенные Штаты считают своим стратегическим противником номер один? Это Китай, а не Россия! В эпоху Трампа Вашингтон хотел улучшить отношения с Россией. Пенс однажды сказал: забудьте о России, поверьте, что со временем основной целью давления США обязательно станет Китай. В это время мы почувствуем ценность поддержки России, даже если она будет нейтральной. И даже сейчас Россия внезапно переключила на себя большую часть давления Соединенных Штатов, и Россия, и Соединенные Штаты будут сталкиваться друг с другом в течение значительного периода времени в будущем. Разве это не важно для того, чтобы Китай накапливал силы? Это совершенно другая геополитическая ситуация, когда две страны, Китай и Россия, противостоят американской гегемонии, а не одна страна противостоит Соединенным Штатам в одиночку. Китайско-российское всеобъемлющее стратегическое партнерство в XXI веке является совершенно особенным сдерживающим фактором для Соединенных Штатов. Имея в качестве партнера Россию, Китай не будет бояться энергетической блокады Соединенных Штатов, наши поставки продовольствия будут более безопасными. США будет сложнее осуществить всеобъемлющее стратегическое противостояние с Китаем. Поэтому сегодня Китай не может плохо относиться к китайско-российским отношениям. Сбалансированная позиция китайского правительства по российско-украинскому конфликту в наибольшей степени соответствует реалистичным и долгосрочным национальным интересам Китая».
Как показали дальнейшие события, Китай не сидит сложа руки. В то время когда западные и восточные эмиссары зачастили в Индию, дабы склонить эту страну в сторону противостояния с Россией, министр иностранных дел КНР Ван И тоже готовится к поездке в Дели. Цель — китайско-индийские переговоры на высшем уровне. КНР готова забыть разногласия, чтобы укрепить союз в рамках БРИКС. В Пекине заговорили о саммите этого объединения в конце текущего года.
На эту тему официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь опубликовал шутливую карту мира в представлении западных политиков, на которой в океане плавают США и их ближайшие союзники — Западная Европа и Австралия. Карта снабжена подписью: «Когда Запад говорит о «международном сообществе», он имеет в виду лишь узкую группу стран».