Футбол виртуальный, а страсти и деньги - как в большой игре

В Казани стартует чемпионат России по киберфутболу

На следующей неделе в Казани стартует первый в истории чемпионат России по киберфутболу. Нет, речь не о роботах, гоняющих мяч по полю. Это простые болельщики соперничают друг с другом в компьютерной игре — симуляторе футбола FIFA. Он существует уже давно, но лишь в последние год-два вокруг игры образовалась инфраструктура под стать настоящему виду спорта: сеть соревнований с щед-рыми призовыми, профессиональные контракты игроков, руководящие федерации. Движение набирает силу на наших глазах, и остается лишь гадать, во что оно выльется в будущем.

Первые турниры по компьютерным играм появились в 1990-х, когда массовая аудитория познакомилась с играми-«стрелялками» Starcraft и Counter Strike. Сейчас они, наряду с «Миром танков», «Лигой легенд» и Dota, составляют пять основных дисциплин киберспорта. Тогда же, в 90-х, появились футбольные симуляторы — FIFA и Pro Evolution Soccer. Но они еще долго оставались сугубо домашним развлечением — частично из-за инертности компаний-разработчиков, не считавших нужным вкладываться в организацию турниров (авторы «стрелялок», напротив, спонсировали соревнования и их победителей), частично из-за того, что реальный футбол видел себе угрозу со стороны виртуального.

Но в 2010-х ситуация начала меняться. Разработчик FIFA, компания Electronic Arts, все больше внимания уделяет сетевой игре — не с компьютером в качестве противника, а между реальными игроками через интернет-соединение. В последних версиях появились режимы онлайн-турниров (Fut Champions), через которые игроки со всего мира борются за места в рейтинговой таблице. Лидеры таблицы получают путевку на настоящие соревнования — FIFA Interactive World Cup (FIWC). Год от года отбор становится все жестче. Нынешний проходит в три этапа с ноября по апрель и определит 32 финалиста, которые в августе поедут в Лондон выявить лучшего из лучших.

А как насчет призовых? Прошлой осенью новый президент ФИФА Джанни Инфантино провозгласил развитие киберфутбола одной из целей организации. «Будет создана специальная группа для разработки бизнес-стратегии, которая позволит нам быстро адаптироваться в киберспорте», — заявил он. Аккурат после этого ставки выросли десятикратно: если год назад чемпион FIWC получил 20 тысяч долларов, то в этом ему причитаются 200 тысяч, а вице-чемпиону — 100 тысяч (для сравнения — «традиционные» спортсмены получают на Западе за олимпийское золото порядка 10-30 тысяч). Кстати, общее число участников прошлогоднего FIWC превысило 2,3 млн человек — теперь это официально самое массовое киберспортивное мероприятие на планете.

С другой стороны, любителей симуляторов перестали сторониться топ-клубы, рассудив, что компьютерный футбол не соперник настоящему, а подспорье ему. За счет геймеров можно неплохо расширить круг болельщиков. Это раньше мальчишки собирались поиграть во дворе, и каждый представлял себя в футболке любимой команды. Сейчас то же самое происходит на сетевых турнирах. Вся наша жизнь уходит в виртуальную реальность, и если этому процессу нельзя противостоять, то надо его возглавить...

И вот уже клубы сотрудничают с продвинутыми геймерами, берут их с собой на сборы и даже создают киберспортивные подразделения. Первый контракт с игроком подписал «Вольф-сбург» год назад. За несколько месяцев примеру последовали «Манчестер Сити», «Вест Хэм», «Шальке-04», «Бавария», «Сампдория», ПСЖ, «Монако», «Лион», «Валенсия» и другие.

Для профессиональных геймеров тоже имеется свой турнир — Electronic Sports World Cup (ESWC) с призовым фондом в 1,3 млн долларов. В октябре его финал принимал Париж, и на «домашнем поле» выиграл представитель ПСЖ — Лукас Кюийрье. Следующий шаг — создание национальных киберфутбольных лиг, которые уже анонсированы в Испании и Франции.

В авангарде киберфутбола идет и Россия. Наблюдается трансферный бум — клубы премьер-лиги (РФПЛ) буквально расхватали перспективных геймеров. Теперь «Спартак» представляет Сергей Никифоров, ЦСКА — Андрей Гурьев, «Зенит» — Руслан Яминов, «Локомотив» — Антон Кленов, «Уфу» — Роберт Фахретдинов...

Как попадают в геймеры? Яминов с шести лет занимался большим футболом, но не сумел пробиться в профессиональный спорт. «Теперь у меня появилась возможность принести любимому клубу пользу в киберпространстве», — говорит он. Аналогичный путь прошел Фахретдинов, прервавший занятия большим футболом из-за травмы колена. Неизвестно, чего бы он достиг на зеленом газоне, но у монитора уфимец стал звездой — в его активе серебро ESWC-2014 и титул чемпиона мира — 2015 по версии WSVG.

В феврале в Уфе провели Кубок РФПЛ по киберфутболу, на котором 16 геймеров сражались за свои клубы. Телетрансляция собрала около 4 млн человек, превысив рейтинги топовых матчей настоящей РФПЛ (в интернете преимущество еще больше — только аккаунт геймера Никифорова на YouTube имеет 714 тысяч подписчиков, больше чем у всех наших клубов вместе взятых). Трофей в итоге достался ЦСКА, а представлявший армейцев Андрей Гурьев получил 150 тысяч рублей. Кстати, он тоже силен на международной арене — на ESWC-2016 в Париже занял четвертое место. Глядишь, хотя бы в этой игре наши добьются медалей на чемпионате мира.

Голоса

Геннадий Орлов, ветеран «Зенита»

— Рад, что много молодых людей через компьютерный футбол приобщаются к настоящему. Никакого курева, никакого пьянства...

Виктор Гусев, телекомментатор

— В детстве у нас не было симуляторов, и мы играли в пуговичный футбол: А здесь у ребят не бездумное времяпрепровождение, а фактически работа с компьютером, подготовка к будущей профессии.

Сергей Чебан, исполнительный директор РФПЛ

— Хотим проводить мини-турниры во всех городах, где есть клубы РФПЛ. Пока находимся в поиске оптимального формата.