"Духовно-нравственная культура" станет обязательной дисциплиной школьной программы. Ее будут преподавать со 2-го по 11-й класс. Два раза в неделю дети будут посещать занятия, на которых им расскажут о четырех основных религиях.
Как рассказали "Труду" в Минобрнауки, к концу года по данному предмету разработают государственный образовательный стандарт. Тогда станет известно, в какой форме будут проходить уроки (лекции, игры, экскурсии), соотношение часов между теорией, семинарами, зачетами, а также методы проверки знаний.
Разработкой общегосударственного стандарта занялась Российская академия образования при участии представителей всех конфессий. Со стороны мусульман консультантом выступает ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, от иудеев - председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган. Мнение представителей религии будет учитываться при утверждении учебников, заверили в Минобрнауки и подчеркнули, что новый курс ни в коем случае не будет сводиться к изучению культа, молитв и обрядов.
- Детей не будут заставлять учить молитвы или Коран, - сообщила "Труду" начальник отдела развития и нормативного регулирования особых форм и видов образования Минобрнауки Татьяна Петрова.
На основе этого стандарта в регионах разработают собственные образовательные программы. Школьники или их родители смогут сами выбрать, какую веру изучать - но только одну. Каждый класс разделят на подгруппы, у каждой из них во время этого урока будет свой учитель и своя программа.
Если родители будут возражать против того, чтобы их дети посещали уроки по любой из этих четырех религий, то школьникам предложат пройти общий курс религиоведения или этику.
Список из четырех религий не является окончательным. Если у других религиозных объединений возникнет желание, будут разработаны соответствующие программы - даже по верованиям малых народов Севера. В регионах могут заменить любой предмет из курса "Духовно-нравственная культура" на свой собственный.
При разработке образовательных программ будет учитываться и опыт некоторых российских регионов, которые по своей инициативе уже ввели этот курс в свои программы. Сейчас "Основы православия" преподают в 15 регионах, например в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Есть подобная практика и в Европе: зарубежным школьникам преподают основы той религии, которая считается господствующей в их стране. Так, в Дании и Норвегии изучают лютеранство, в Греции - православие, в Литве - католицизм. В Англии, Испании и Бельгии наряду с христианством преподают и другие религии. Лучше всех с духовным образованием дело обстоит в Финляндии. Здесь даже если только один ученик является приверженцем определенной религии, ему дают учителя, чтобы он мог узнать об основах той веры, которой придерживается.
Одна из важнейших проблем при введении нового курса в России - кадры. Преподавать должны не священнослужители, а учителя. Читать лекции по религии будут выпускники факультетов теологии, религиоведения или учителя по общественным дисциплинам, прошедшие переобучение.
Уже сейчас во многих педагогических вузах организованы курсы повышения квалификации в педвузах. В настоящее время около 3 тысяч студентов в 40 российских вузах уже учатся по специальности "Теология".
Как будут оценивать знания не ясно. В Минобрнауки говорят о варианте "зачет" - "незачет".
РАСПИСАНИЕ
Как это будет
l Предмет "Духовно-нравственное культура" будет преподаваться со 2-го по 11-й класс.
l Уроки будут проходить 2 раза в неделю.
l Предметом предусмотрено изучение основ четырех религий: православия, ислама, иудаизма, буддизма. Новый предмет появится в школах 1 сентября 2009 года.
l По заверениям Министерства образования, родители школьников сами должны выбрать, какую религию будет изучать ребенок.
l Каждый класс разделят на группы, у каждой из которых будет свой учитель и своя программа в зависимости от выбранной конфессии.
l Преподавать этот предмет будут выпускники факультетов теологии, религиоведения или учителя по общественным дисциплинам, прошедшие переобучение.
l Вместо оценок будет ставится "зачет" или "незачет".