ЗАБЫТЬ ГЕРОСТРАТА НЕ УДАЕТСЯ

Человечество переживает пору высокой концентрации всевозможных бед и катастроф. Мир сотрясают кровавые акты терроризма. На земле каждодневно случаются пожары, наводнения, оползни, землетрясения, другие бедствия. Многие выпуски новостей на телеканалах начинаются с леденящих кровь сюжетов.

Минувшая неделя снова обожгла нас горькими новостями. Геноцид сербского населения в Косово, взрывы в багдадской гостинице, убийство израильскими ракетами духовного лидера экстремистской группировки "ХАМАС"... А еще - события отечественные: взрыв газа в жилом доме в Архангельске, пожар в столичном Манеже.
Этими сюжетами открывались информационные выпуски. К ним возвращались, когда они переставали быть свежей новостью, в рассказах о последствиях случившегося, в попытках анализа причин трагедии.
Нетрудно заметить, что нашему телевидению легче всего дается первое сообщение о трагедии. Если прежде его подводила недостаточная оперативность, то в последнее время репортеры поспевают к месту события практически вместе со спасателями из МЧС. И каналы сразу же, подчас прерывая регулярное вещание, выдают информацию в эфир.
Но проходит немного времени, наступает пора сообщить подробности, и тележурналисты часто оказываются не готовыми к ним. Кропотливая расследовательская работа, поиски свидетелей, расспросы экспертов, похоже, это кажется любящим "снимать сливки" с сенсаций телевизионщикам скучным и недостаточно эффектным делом. Они предпочитают снова и снова крутить кадры первых репортажей. Так случилось на этой неделе с трагедией в Манеже: если суммировать время, какое "горело" историческое здание на разных каналах в течение всей семидневки, то оно, пожалуй, превзошло в несколько раз хронометраж реального пожара.
Нечто подобное произошло и со взрывом газа в многоэтажном доме в Архангельске. Сначала тележурналисты набросились на версию теракта. Даже показали в эфире портрет-"фоторобот" подозреваемого террориста. Затем без всяких объяснений поменяли версию, уверяя, будто ютящиеся в подвалах бродяги утащили газовый вентиль, чтобы сдать его на пункт приема цветных металлов. Потом, потеряв интерес к детективной интриге, стали твердить о банальной утечке бытового газа.
Все это происходило на фоне перемен в кровавой арифметике жертв. Сначала говорили о полутора десятках погибших, затем, с каждым новым репортажем, цифра эта росла, перевалив за полсотни. Но для бездушного эфира жертвы так и оставались движением абстрактных цифр. Нам ничего не рассказали о погибших людях, не сообщили о числе спасенных под обломками, не показали их. Не поведали даже о героической работе спасателей.
Та же история повторилась и с пожаром в Манеже. Сначала выдвинули версии о теракте или поджоге, затем заговорили о неаккуратном обращении с огнем. И тут же, вынув из какого-то ящика план реконструкции Манежа, стали рекламировать его: двухэтажная подземная автостоянка, стальные опоры, рестораны, примыкающие с торцов. Сулящий громадные барыши шикарный торговый центр наподобие того, что изуродовал Манежную площадь...
На одном из каналов поспешили даже объявить гениальное решение инженера Бетанкура и архитектора Бове, без единой опоры перекрывших самое большое в Европе пространство здания, ошибкой. К счастью, ближе к концу недели, под влиянием общественности было принято решение восстанавливать Манеж в его первозданном виде. Но о причинах возгорания на ТВ по-прежнему ни слова: такое впечатление, будто каналы, заработав на пожаре "геростратов рейтинг", потеряли к нему интерес...
В иных выпусках теленовостей львиную долю сюжетов составляют трагические. Возвращаться вновь и вновь к уже показанным в эфире катастрофам некоторым журналистам кажется привлекательнее, нежели рассказывать о напряженных буднях жизни.