ПРИВЯЗАННОСТЬ К КОРНЯМ

Столичное правительство намерено до 2005 года потратить на поддержку наших зарубежных соотечественников 476 миллионов рублей. Из них 150 миллионов пойдут на образовательные программы.

Русские школы стран СНГ и Балтии ежегодно получают в дар от москвичей большие партии учебников и методической литературы, педагоги имеют возможность повышать квалификацию в столичном Институте открытого образования, а учащиеся - участвовать в олимпиадах, организуемых Институтом русского языка имени А.С.Пушкина. Москва понемногу становится центром дистанционного обучения старшеклассников, живущих в ближнем зарубежье и планирующих получить высшее образование в России. Юрий Лужков учредил стипендии мэра Москвы для русскоязычной молодежи стран Балтии - в 2002 году в вузах, находящихся в ведении столичного департамента образования, по ним учились 34 студента, в этом году их будет уже 40.
На днях мэрия Москвы и городской департамент образования провели очередное международное совещание директоров зарубежных русских школ, на котором 55 представителей стран СНГ и Балтии, Болгарии, Румынии, Сербии, Финляндии и Хорватии "сверяли часы" по общим проблемам. В интервью корреспонденту "Труда" директор вильнюсской школы "Вингис" Юрий Попов рассказал о том, что в Литве учебным учреждениям с преподаванием на русском языке в последние годы стало остро не хватать квалифицированных учителей русского языка и литературы, истории, географии. Старшее поколение преподавателей, сформировавшееся еще в советское время, потихоньку уходит на пенсию, а нового пополнения нет - литовские педагогические вузы не готовят кадры для русских школ. В Вильнюсском государственном университете есть кафедра русистики, но ее выпускники далеко не всегда идут в учителя, предпочитая филологическую науку или журналистику. "Очень жаль, - сказал Юрий Николаевич, - потому что именно русская литература и русская история помогают формировать личность ребенка, его менталитет, привязанность к родным корням".
Уже знакомый мне по прошлогоднему такому же совещанию директор львовской русской школы Владимир Кравченко искренне благодарил столичные власти за присланные учебники, которым, по его мнению, цены нет: "Даже коллеги из украинских, польских, еврейских школ прибегали посмотреть на них, листали, завидовали...". Заместитель министра образования Молдавии Олег Бабенко сообщил, что в республике, еще недавно агрессивно настроенной против всего русского, ситуация, слава Богу, меняется, стали вновь открываться школы с обучением на русском языке. Беда только, что все больше в республике детей и подростков, которые вообще нигде не учатся. Тревожные вести и из Казахстана - там, по словам одного из школьных руководителей, "неумолимо идет процесс старения и люмпенизации русского населения". Представители Эстонии, напротив, настроены оптимистично и считают, что их опыт проведения единого государственного экзамена может быть весьма полезен россиянам. Приятно было узнать, что в Таджикистане на изучение русского языка в школах отводится по восемь уроков в неделю (такого даже в России нет), а в Болгарии русский по собственному выбору сейчас изучают 170 тысяч школьников.