БЕГСТВО С ПОЛЕЙ

С земли бежали весь прошлый год, но в подлинное стихийное бедствие этот процесс превратился в декабре, когда Брянская областная Дума узаконила ставку единого сельхозналога, о необходимости которого еще в пору Союза говорили аграрники. Всего за два неполных месяца хозяйства отказались от 52 тысяч гектаров (за весь минувший год - от 160 тысяч).

- Этот налог, - поясняет кандидат сельскохозяйственных наук, бывший заместитель губернатора Александр Субботин, - оказался вовсе не единым. Помимо него, нужно платить НДС, делать отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования. Выдвигая лет двенадцать назад пакет требований правительству, мы, сторонники аграрной партии, предполагали, что налог будет действительно спасением для селян. Вместо этого родили уродца. А Брянская Дума к тому же применила одну ставку и к крепким хозяйствам, и к тем, которые на последнем издыхании. У кого-то ведь чернозем, у других - болотистые неудобья, бедная почва. Федеральный закон дает право на четверть уменьшать оброк, но наши областные законодатели всех начали стричь под одну гребенку. Слабым сельхозпредприятиям, которые имеют запасы качественных земель, теперь придется платить гораздо больше. Казалось бы, это справедливо, однако не торопились бы применять к селу промышленные мерки. Взять такое обиженное хозяйство, как "Норинский" Жирятинского района: оно всегда было захудалым, хотя имеет неплохие почвы - серозем. Но это болотистая земля, мелкоконтурные участки, на которых очень трудно работать. А кадастровая оценка этих площадей выше средней процентов на 30. В результате единый налог увеличил оброк "Норинского" примерно на треть, что для слабого хозяйства равнозначно краху. А ведь таких в Брянской области подавляющее большинство.
Казалось бы, катастрофическое положение сельского хозяйства обязывает законодателей к осторожности. За минувшее десятилетие Брянская область потеряла, по разным оценкам, от трети до половины пашни. Действительных цифр статистика не знает, потому что истинное положение дел скрывается и самими колхозами-кооперативами, и властями. Разрабатывая новый закон о едином сельскохозяйственном налоге, брянская областная администрация утверждала, что он послужит развитию крестьянского дела "через снижение налогового бремени". Поверив этим аргументам, депутаты и утвердили ставку 20 рублей 53 копейки с гектара. Последствия были оглушительными. Скажем, все хозяйства Выгоничского района в 2001 году должны были заплатить казне 1,7 миллиона рублей, теперь же им придется выложить почти 4 миллиона. Неудивительно, что предприятия начали массовый "сброс" земли. В Почепском районе, где село было традиционно крепким, с декабря минувшего года подали заявки на "сдачу" в областной фонд перераспределения 15 тысяч гектаров посевных площадей. Кооператив "Житня" открестился приблизительно от 700 гектаров, "Гудок" - от 800, "Громыки", "Свободный труд" - от тысячи с лишним, даже крепкому "Красному Рогу" не нужны вроде бы более полутора тысяч гектаров.
Ситуация к тому же дошла до абсурда, потому что на местах запоздали с исполнением указа президента о разграничении права собственности на землю. Целый год тянется волынка, а селяне так и не знают, какие земли относятся к федеральной собственности, какие - к областной и муниципальной. Из-за этого началась сущая путаница. Руководители хозяйств бросают землю и говорят, что не отвечают за нее, областные органы тоже отказываются от негаданных подарков, а районные власти твердят, что не имеют полномочий распоряжаться свалившимися с неба гектарами, потому что Брянск не давал таких полномочий.
Что будет с этой землей дальше - неизвестно. Председатель Брянского комитета по земельным ресурсам Леонтий Коляда предупреждает, что фонд перераспределения, где оказались уже 158 тысяч гектаров сельхозугодий из двух с лишним миллионов, не каждому вернет бросаемые нынче поля:
- Руководители хозяйств должны помнить, что задаром пашню уже никто не получит. Ее придется выкупать.
Панический исход с земли ошеломил, похоже, и самих законодателей. Как сказал Леонтий Коляда, Дума собирается сейчас отменить налог на нынешний год, "потому что недостаточно полно все просчитали".