ПАР

- Девочки, париться! - звучит призывный голос заядлой банщицы Лены Прохоровой. Кто-кто, а она любит и умеет "делать" пар.

Словно стайка птиц, вспархивают со всех диванчиков девочки, барышни, женщины и дамы. Они наперегонки несутся через предбанник к заветной двери. За ней - волшебный мир парной. Плотным кружочком все рассаживаются на специальных войлочных подстилках. В центре около стены на маленькую скамеечку опускается Лена, "руководитель" процесса. Дамы смотрят на нее, как на гуру, ловя на лету каждое слово. "Ручки вверх, пошевелили пальчиками, давайте помолчим..." - говорят, что во время разговоров "съедается энергия" и быстро "уходит" пар. Но на самом деле разговоры отвлекают и утомляют Лену, поскольку она не только сама парится, но и, можно сказать, на общественных началах руководит парилкой. Большим опахалом, к которому прикреплен пучок сухой травы, Лена опускает пар и "подносит" его поочередно к каждой даме. Насладившись своей порцией, участницы прямо из парной "ныряют" кто куда: одни в бассейн с холодной водой, другие - под душ. Разомлев, плюхаются на диванчики отдышаться. И так до очередного звонкого призыва: "Девочки, париться!"
- Люблю Ленин пар, - делится со мной соседка. - Вот кто может классно расслабить. Она тебе и травку сухую - полынь да мяту - припасет. А вот у Надежды, которая тут по субботам, пар жесткий - чересчур влажный, прямо обжигает. Но некоторым именно такой нравится.
Кстати, "сделать" пар - целая наука. У каждой из "профессионалок" - своя методика. А вообще дело это довольно хлопотное. После очередного коллективного захода парную приходится проветривать. Для этого включают вентиляцию, открывают форточку. Затем выметают опавшие с веников листья. Необходимо и просушивание - девушка становится в центр парилки и вращает над головой простынь с тяжелым узлом на конце. В сырую погоду просушивать приходится дольше. Следующий этап - "поддавание". Для банщика это элемент высокого искусства - он должен определиться, каким будет пар: мягким, средним или жестким. Два лишних ковшика с водой могут решить судьбу всего мероприятия: либо превратить его в блаженство, либо в испорченное настроение. Одни разводят в воде различные эфирные масла (эвкалипт, пихта, пижма, апельсин и т.д.), другие добавляют пиво, кто-то заваривает травы (полынь, мелисса, мята, чабрец, хрен и прочие). Опять же надо знать, сколько масла разбавить, можно ведь и переборщить, и тогда в парилке не жди тонкого аромата, скорее, химреактивами попахивать будет. Маленьким ковшиком воду забрасывают в печь. Некоторые еще выливают остатки влаги на стены. Пока банщица поддает, ее помощница размахивает простынью, опуская пар. Обе они, словно женщины Востока, облачены в простынь, чтобы горячие капельки не обожгли тела.
После того как пар сделан, и звучит призывное "Девочки, париться!" Кстати, среди заядлых банщиков бытует мнение, что некогда веник служил своеобразным опахалом для опускания пара, кроме того, его использовали в качестве мочалки. Ныне веник - орудие массажа. Есть и еще некоторые традиции. В промежутках между сеансами дамы делают себе маски, натираются "спитым" кофе вместо мочалки или скраба.
Надо сказать, в последнее время русская баня все больше привлекает иностранцев. Рассказывают, однажды сюда пожаловали японцы. После парилки наши мужики предложили им по-настоящему прочувствовать прелесть русской бани и "помассировали" их веничком. Испытав все при этом положенное, раскрасневшиеся японцы улеглись на диваны, и один из них на ломаном русском языке изрек: "Похоже, это единственное место, где сохранились самураи..."