Немножко хунвейбины

 Хлопцам с Майдана никто не решается сказать: «Всем спасибо. Все свободны!»

На Украине бурный политический процесс. Вчера началась регистрация кандидатов в президенты. Политологи морщат лбы и уже подсчитывают шансы возможных победителей. Экономические новости не столь респектабельны: национальная валюта падает, останавливаются предприятия, идет массовая выемка населением банковских вкладов. С Запада доносятся участливые советы, как не допустить распада страны и окончательного развала экономики, как быстрее встать на «путь дальнейшней интеграции в Евросоюз». Но за всем этим есть второе информационное дно.

То, что еще вчера казалось просто невозможным в центре Европы, вдруг выползает из щелей странным ядовитым облаком. Радикально обновленная, достигшая невиданного единодушия Верховная рада штампует законы о запрете русского языка и отмене наказания за пропаганду нацизма. В органы внутренних дел назначаются руководители с уголовным прошлым, а тучный гражданин из «Правого сектора» обещает послать «бронепоезд дружбы» для разговора с крымчанами. В рамках тотальной дерусификации повсеместно сносятся памятники – и несчастному Ленину, и бойцам Великой Отечественной. Вошедшие в раж массы снесли даже бюст Михаила Кутузова в закарпатском городе Броды. Ума не приложу, чем провинился перед хуторянами Михаил Илларионович – в ту пору, когда жил и воевал Кутузов, никто не знал ни о какой Украине...

В том же Львове вернувшихся из киевской командировки бойцов местного спецназа заставили стоять на площади в центре города на коленях – вымаливать прощение за то, что они, служивые люди, выполняли приказы командиров, а не бросились в объятия Майдану. В YouTube крутится ролик, где яркий представитель быдла с дубинками, получившего вдруг невиданную власть, упивается ею, «воспитывая» инспектора дорожной службы, посмевшего выехать на службу без его, хлопца, разрешения. К этому можно было бы отнестись как к обыкновенному житейскому эпизоду – мало ли дураков сегодня разгуливает по украинским городам и весям. Но в том-то и дело, что эпизод страшно показателен: вот кто пришел на смену хоть плохой, но власти, вот кто намерен диктовать остальным согражданам, как им жить, чего хотеть и кого бояться. Кстати, именно так и поняли ролик подавляющее большинство зрителей.

Мне говорят: в каждой революции бывает пена, вот она схлынет – и начнутся реформы, и будет всем счастье. Но куда вы денете этих хлопцев, норовящих обустроить страну по собственному разумению – увы, малому и ожесточенному? Попробуйте сказать им сейчас, как говорит режиссер массовке после съемки последнего дубля: «Всем спасибо, все свободны!» Нет, не получится. Эта массовка так просто не уйдет. Но ее дальнейшее пребывание на политической сцене тащит страну в дикость.

Не случайно у некоторых специалистов по горячим точкам сегодня возникли стойкие ассоциации с хунвейбинами, «арабской весной», талибами и прочей экзотикой, досель не проявлявшейся в столь отчетливой форме в Европе ХХI века. В самом деле, разрушение памятников и памяти, обращение всех и вся в единую веру не силой убеждения, а просто дубинкой, горящие глаза и экзальтированные массы... Вам разве это ничего не напоминает? И даже такая мелкая деталь, как исчезнувший глава государства. «Где Янукович?» – задаются вопросом спецслужбы, журналисты и просто любопытствующие граждане. А слышится: «Где Каддафи?» Помнится, такой вопрос витал в воздухе несколько лет назад. Потом Каддафи нашелся. А страна все еще себя ищет.

Голоса

Дмитрий Факовский, писатель, Киев

– Прежде всего хочу напомнить: в 2010-м украинцы проголосовали не за Виктора Януковича, а против Юлии Тимошенко. Примечательно, что уже на следующий день после ее освобождения и выступления со сцены Майдана у многих из тех, кто еще вчера радовался свержению режима, наступило прозрение. Революционная эйфория сменилась похмельем и осознанием того, что в результате акций протестов, которые не только добили национальную экономику, но и привели к жертвам среди мирного населения, к власти опять пришли люди, от которых украинцы в буквальном смысле плевались еще пять лет назад. Таким образом, сформировавшаяся мафиозная олигархическая система не пала, а лишь окрепла – миллиардеров никто раскулачивать не будет, не мечтайте. Что касается «фашизации», то русофобия стала бытовой на Украине давным-давно. Породил ее отнюдь не Евромайдан, а многолетняя планомерная политика правящих «элит», действующих по принципу «разделяй и властвуй». Тем более что это было нетрудно: все эти годы Россия молчала, полагаясь во всем лишь на денежные рычаги.

Михаил А., офицер Черноморского флота РФ, Севастополь

– Ничего особого в городе не происходит. Ну собираются возмущенные граждане на митинги, так и по всей Украине сегодня идут протестные акции, чем мы хуже? Опасаются ли горожане нашествия бандеровцев, которыми нас пугают? Да нет, все же прекрасно понимают, что база Черноморского флота – это самый надежный фактор стабильности в регионе. Я не думаю, что на Майдане собрались полные идиоты – там хватает и здравомыслящих людей. И они прекрасно понимают, чем может кончиться любое неловкое движение в сторону Севастополя. Напомню, что здесь находится не просто огромное число военных со всеми видами вооружения, а именно граждан РФ, которые вправе рассчитывать на помощь своей страны. Так что ЧФ соблюдает спокойствие – идет повседневная боевая учеба по обычным планам, разве что чуть усилили бдительность, ввели дополнительные патрули на предмет пресечения провокаций.

Севастопольцы, кстати, не меньше остальных страдали от прежней власти и также в ней разочарованы. Если на прошлых выборах Янукович собрал у нас больше 80% голосов, то сегодня вряд ли бы получил и 20%. Да и «Партия регионов» давно потеряла лицо. Вы бы знали, как они душили средний и малый бизнес в нашем городе... А сколько всего в городе разворовали, сколько незаконных земельных участков получили функционеры «ПР»!

Некоторые на Украине переживают из-за того, что горожане выбрали себе нового мэра, Алексея Чалого. Ну так это тоже веление времени – сегодня по всей Украине меняют местную власть. То же самое происходило и во Львове, и в Тернополе... Там это почему-то считается легитимным, а если то же самое происходит в Севастополе, то это ЧП. Почему? Это ли не демократия?