Вот что-то пролетело - и ага!..

В небе над Ульяновском видели беспилотный летательный аппарат военного назначения и неизвестной принадлежности

В Поволжье уже неделю ищут следы неопознанного летающего объекта явно земного происхождения. Как сообщали СМИ, «17 февраля 2014 года тяжелый беспилотный летательный аппарат военного назначения пролетел в небе над Ульяновском в направлении Пензы». Диспетчер на земле заметил опасное сближение объекта с двумя самолетами и успел дать экипажам команду на изменение курса и высоты.

Сегодня им повезло, но завтра ЧП может повториться. Как выяснил «Труд», с каждым месяцем в нашем небе все больше беспилотников, причем они могут летать как заблагорассудится. Вот как прокомментировали нам ситуацию президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников и его гендиректор Сергей Мельниченко.

— Сегодня в мире активно внедряют беспилотные авиационные системы. В небе становится тесно, поэтому ИКАО для обеспечения безопасности полетов разработала жесткие нормы: требования к нормативной базе, правилам полетов, сертификации, требованиям к операторам БАС — беспилотных авиационных средств.

У нас эту технику активно используют силовики. Вот, скажем, сообщение СМИ от 15 января: «На вооружение отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированной в Оренбургской области, поступило семь новейших комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Застава», «Гранат» и «Леер». Новые БЛА предназначены для обеспечения действий войск и более эффективного применения артиллерии».

Мы искренне приветствуем успехи Минобороны по части оснащения наших Вооруженных сил новейшими средствами, но хотим напомнить, что аэропорт того же Ульяновска используется для рейсов гражданской авиации, причем не только внутренних, но и международных. Поэтому всем структурам, использующим беспилотники, необходима тесная координация полетов с аэронавигационными службами для безопасного использования воздушного пространства. В небе страны ежедневно находятся десятки тысяч больших и малых воздушных судов.

Остается добавить, что еще 25 декабря 2012 года Воздушный кодекс был дополнен статьей 24.1, которая всем пользователям воздушного пространства вменила в обязанность строго соблюдать стандарты и рекомендации ИКАО. Но формально ведомства исполнять предписание не обязаны. Потому что ИКАО объекты классифицирует как «беспилотные авиационные системы», а в наших документах это «беспилотные летательные аппараты». Так, может, пора привести термины в соответствие, чтобы международные нормы и правила действовали и в нашем небе?