Конгресс США выслушал извинения Toyota

Акио Тойода извинился перед семьями погибших из-за неисправностей автомобилей и пообещал устранить неполадки

В четверг в Конгрессе США начались слушания об отзыве с американского рынка около 7,7 млн. автомобилей Toyota. Всего компании пришлось отозвать около 10 млн. авто, проданных с ноября 2009 года по январь 2010-го. Президент автогиганта Акио Тойода извинился перед семьями погибших из-за неисправностей автомобилей и пообещал устранить неполадки. Слушания продолжатся и в пятницу.

Что сломалось

С ноября прошлого года Toyota отзывает свои автомобили из Северной Америки.

Позднее они начали отзывать машины из Европы, Азии и Латинской Америки. Причина отзыва — выявленные дефекты тормозной системы. Проблема была обнаружена в моделях Prius, Sai и Lexus HS 250h. Их производство было приостановлено на неделю.

Покупатели в США уже начали жаловаться и на неисправность электроусилителя руля, что приводит к самопроизвольному изменению траектории машин.

Дефекты, выявленные в автомобилях Toyota, привели к 34 авариям со смертельным исходом. Отзыв автомобилей Toyota уже стал самым масштабным в истории мирового автопрома: количество отозванных машин превысило на 2 млн. количество проданных авто в 2009 году (около 8 млн.). Одна из причин появления дефектов, по мнению производителей, — поставка некачественных деталей.

За что извинился Тойода

Глава компании Акио Тойода прибыл в четверг в Конгресс США. Он заявил, что проблем с электроникой не было обнаружено ни в одном из автомобилей. По его словам, независимая компания займется вопросами безопасности японских автомобилей.

Конгрессмены обвинили производителя в том, что выявленные дефекты приводят к неожиданному и неконтролируемому ускорению автомобилей. Из-за этого, говорят американские законодатели, только в США погибло минимум восемь человек.

Японцы продолжают выяснять причины ускорения. Они признали дефекты западающей педали газа и системы торможения в гибридных моделях Prius. В ходе слушаний в Конгрессе президент концерна взял вину компании на себя и подтвердил, что лично будет следить за безопасностью его автомобилей.

«Все машины Toyota носят мое имя, — сказал топ-менеджер компании. — Когда они неисправны, я чувствую, будто со мной что-то случилось. Больше, чем кто-то другой, я хочу, чтобы автомобили Toyota были безопасны».

Глава японского автогиганта также принес извинения семье Марка Тайлора, погибшего в Калифорнии вместе с женой и дочерью.

Чем недовольны конгрессмены

Главную претензию со стороны американских потребителей выдвинул конгрессмен Барт Ступак. «Toyota практически игнорировала просьбы покупателей разобраться с внезапным непреднамеренным ускорением», — сказал он. Конгрессмен также отметил, что компания хотела сэкономить 100 млн. долларов, объявив небольшой отзыв. Еще больше Ступака возмутило то, что руководство компании заявило о проблемах в октябре. «Они получают бесчисленные жалобы на протяжении уже многих лет», — негодовал конгрессмен.

Как будут исправляться

Toyota придется провести ряд сервисных работ по устранению дефектов в нескольких моделях. Из-за этого на заводе в Кентукки уже в пятницу, 26 февраля, а на техасском предприятии — с 12 апреля производство автомобилей будет остановлено в общей сложности на 14 рабочих дней.

На первом заводе работают около 66 000 сотрудников, а на втором — 2000. По словам представителя американского отделения Toyota Майка Госса, всем сотрудникам зарплата будет выплачена в полном объеме.

Сервисная кампания по устранению дефекта западающей педали вынудила Toyotа приостановить продажу ряда моделей. Из-за этого продажи упали на 19% (а это 98 000 автомобилей — самый низкий показатель за последние 12 лет). Ремонту подлежат около 10 млн. машин (7,7 млн. из них — в США, 1,8 млн. — в Европе).

В ходе этой кампании уже было отремонтировано около 200 000 автомобилей. Планируется, что каждый день эта цифра будет возрастать на 50 000. Ожидается, что в общей сложности будет исправлено 3,4 млн. автомобилей. «Многие сервисные фирмы работают 24 часа в сутки», — заявил топ-менеджер американского отделения Toyota Боб Картер. По оценкам некоторых экспертов, Toyota потратит на исправление дефектов около 2 млрд. долларов.

«Концерн Toyota в сложившейся ситуации, безусловно, понесет убытки, и что самое важное — потеряет значимую часть рынка», — поделился с «Трудом» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, признание компанией своей вины поможет избежать глобального скандала.

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что Toyota — это международный игрок, который получит поддержку правительства Японии. «Сумму штрафов и компенсаций семьям погибших нельзя сравнить с уроном, нанесенным имиджу компании», — добавил он.