- Спокойно, граждане, - кассир-контролер 11-го автобусного парка Нина Кочергина приступает к обучению пассажиров. - Социальные карты прикладывайте к кружочку, проездные билеты вставляйте магнитной полосой вниз, а стрелочкой вперед.
Да какое уж тут спокойствие! Толпа напирает, народ возмущается, автобус стоит на месте. "Понаставили тут рогаток, как в лагерной зоне", - возмущается ветеран труда Алексей Николаевич Максимов, с трудом протискиваясь в автобус. Другой - моложавый на вид старик прижал к себе костыль, прилип к спине юноши и... бесплатно проскользнул за ним через турникет в салон автобуса. Уселся, расправил бороду и пояснил: "Социальную карту еще не оформил". Показал пенсионное удостоверение. "Вот это зайчище", - спохватившись, ринулась к нему женщина-контролер.
В 2005 году Москва обещает оснастить электронными рогатками 70 процентов общественного транспорта. Зачем и кому это нужно? Кто-нибудь от этого выиграл? С этим вопросом обращаюсь к заместителю директора по эксплуатации 7-го автобусного парка Александру Гуканову.
- Мы перевели на валидаторы только три маршрута, - сообщает он, - и сразу почувствовали выгоду: выручка на этих маршрутах увеличилась на 20 - 30 процентов. Остальное пока не хочется комментировать.
"Остальное" - это мы с вами, пассажиры: молодые и пожилые, толстые и тонкие, с тяжеленными продуктовыми сумками и протезами, с детскими колясками, привыкшие брать автобусы, трамваи и троллейбусы штурмом. Теперь мы входим в автобус только через переднюю дверь - и сразу натыкаемся на электронную рогатку. Тут-то и выясняется: социальная карта забыта дома, проездной не "срабатывает", костыли через турникет не проходят... Все шумят, скандалят. И те, кто входит, и те, кто не может выйти. Потому что, пока новые пассажиры не войдут, водитель заднюю дверь не откроет и никого не выпустит на улицу.
- В Зеленограде, например, - рассказывает Нина Кочергина, - для водителя сделали специальную кнопку, с помощью которой он может пропустить пожилого человека через турникет, если тот забыл проездной документ или создает пробку на входе.
На московских автобусах таких кнопок нет, люди разбираются с техникой сами. Иногда ненавистные рогатки просто ломают. "Продвинутые" граждане - блокируют компьютер.
Давайте прикинем: стоит ли овчинка выделки? Установка одного турникета обходится в 7,5 тысячи долларов, лицензия на его использование - 3 тысячи долларов, а ежегодное обслуживание - еще 900. Семь валидаторов стоят столько же, сколько новый автобус (а только в Москве четверть автобусного парка города подлежит "списанию" из-за ветхости). К тому же в большинстве случаев рядом с электроникой сидит контролер, который, естественно, получает зарплату. Да и водителям стали платить на 3 - 4 тысячи рублей больше. Но пассажирам-то от этого лучше не стало! В час пик время посадки увеличилось с 20 - 50 секунд до 5 - 7 минут и больше. Давки на остановках стали более жестокими. Или о пассажирах экспериментаторы и не думали?
- К сожалению, не все удалось продумать при установке валидаторов, - прокомментировала этот эксперимент Марина Оглоблина, руководитель департамента экономической политики и развития города, - не очень удобно инвалидам, калекам, беременным женщинам...
Короче, развитию транспортного обслуживания мешают пассажиры.