- Георгий Арамович, какие московские места вы бы выделили в качестве самых дорогих для вас?
- Прежде всего я очень люблю Москву. Это действительно самый лучший город на земле. Когда больше недели живу в каком-либо другом месте, пусть даже самом комфортабельном городе Европы, меня начинает тянуть назад, и точно знаю, что нигде, кроме Москвы, не мог бы жить. Это не квасной патриотизм, а мое личное восприятие. Что касается особенно дорогих мест, то, во-первых, это район моего детства: проспект Мира, Маломосковские и Суконные улицы. Затем я жил в различных уголках столицы, поскольку был четыре раза женат. И, в частности, в Козицком и Брюсовом переулках. Здесь я знаю и помню каждый квадратный метр, несмотря на всевозможные перестройки. С очень теплыми чувствами вспоминаю старое здание Москонцерта на Неглинной, 6. Оно давным-давно снесено, а в далекие 50-60-е годы там собирались джазовые музыканты и договаривались друг с другом о так называемых халтурах (по большей части это были танцы в институтах).
- С какими местами для вас связана джазовая история Москвы?
- В тех же 50 - 60-х своеобразным островом московского джаза был Дом культуры на Каширском шоссе. Там работала замечательная студия, руководил ею настоящий патриот джаза, безвременно погибший Юрий Козырев. Несмотря на все запреты на джаз, ему удалось организовать занятия для детей, которые сейчас стали профессионалами. Каждый год в этом ДК проходили джазовые фестивали. В то время за джаз почти не платили, но только от одной возможности играть любимую музыку мы получали огромное удовольствие. Позже на улице Чехова появилось джазовое кафе "Синяя птица", затем "Аэлита" на Садовом кольце. Ну а долгожителем среди джазовых клубов 70-80-х было кафе "Молодежное" на улице Горького неподалеку от Белорусского вокзала. Там выступали яркие коллективы, известные музыканты. Например, Леша Козлов и Коля Громин, Валерий Пономарев - трубач, который сейчас признан звездой американского джаза.
Напротив консерватории находилась фирма грамзаписи "Мелодия" - единственная в то время звукозаписывающая студия в Москве. И в том же здании базировался ансамбль "Мелодия", которым я руководил. Это был эстрадный оркестр "с джазинкой", который одинаково успешно аккомпанировал певцам, записывал танцевальную музыку и композиции от свинга до джаз-рока.
- Как обстоит дело с джазом в современной Москве?
- Какие-то джазовые кафе то открываются, то закрываются. Но эти заведения по большей части не способны служить основой даже для того, чтобы музыканты могли заработать на пропитание.
- И даже известный не только в России, но и за рубежом Le-клуб?
- Да, он существует, но там настолько высока входная плата и так все дорого, что выступать в нем может очень узкий круг музыкантов, большей частью это заезжающие к нам иностранные звезды. Но вот таким народным местом, которым раньше было кафе "Молодежное", этот клуб служить не может. Кстати, многие считают, что джаз - это музыка для клубов, но я с этим категорически не согласен и как исполнитель получаю несравнимо большое удовольствие, играя в концертном зале.
- Какая из московских площадок вам больше нравится?
- Большой зал консерватории. Считается, что его акустика для джаза совершенно не подходит, но мы уже приспособились там играть. (Георгий Гаранян - единственный джазовый музыкант, имеющий свой абонемент в Большом зале консерватории. - А.С.). Знаем, где поставить барабаны, чтобы их звук не рикошетил по всему залу, как расположить рояль, для того чтобы звучал наиболее ярко... На второе место я бы поставил Зал Чайковского - акустически это очень непростое помещение, но в нем есть своя атмосфера.
- Если пойти по пути свободных ассоциаций, то можно сказать, что Москва со своим ритмом жизни напоминает джаз?
- Все-таки джаз - это определенное настроение, и жить в нем постоянно я бы не хотел. Так что не стал бы ассоциировать ритмы Москвы с ритмами джаза. Понятие "столица" для меня значительно шире и объемнее. Если проводить музыкальные аналогии, то мне кажется, что Москва - это какой-то "сплав" из музыки Чайковского, "Битлз", Скрябина и, может быть, Малера. В нашем городе очень много значительного, что свойственно партитурам Малера...
- А к новостройкам последних лет как вы относитесь?
- Честно говоря, я боюсь высоты, и мне бы не хотелось жить на верхних этажах. Но при этом современный облик Москвы мне нравится, и кажется, что архитектура ее неординарна.
- На нашей полосе развернулась небольшая дискуссия по поводу здания, появившегося недавно на Арбате. Игорю Кваше оно совершенно не нравится, а Александр Градский по поводу этого строения сказал: мол, ничего, Москва все перемелет.
- Я согласен с Градским. Москва, действительно, может приютить, впитать и перемолоть что угодно. Как ни странно, большинство новых зданий вписались в нее достаточно органично и не вызывают у меня особых претензий. Не скажу, чтоб я любовался этой арбатской новостройкой, но я уже к ней привык.