- От самого слова "банкротство" веет ледяным холодом могилы. А между тем у нас в последнее время говорят об этом как о манне небесной, как о явлении, призванном спасти предприятие.
- Банкротство существует во всем мире. В Америке около 80 тысяч предприятий ежегодно создаются, столько же примерно и банкротится. Это нормально.
Почему такое происходит? Чтобы предприятие успешно функционировало, его руководитель должен составить грамотный бизнес-план, рассчитать рентабельность, подобрать коллектив - словом, проделать большую подготовительную работу. И на Западе, где люди понимают, что такое бизнес, не все справляются с поставленной задачей. В связи с этим и появились процедура банкротства и фигура арбитражного управляющего. Человека, который назначается судом и чья задача - восстановить платежеспособность предприятия или создать новый бизнес на базе устаревшего.
В качестве такого внешнего управляющего и был я назначен в ОАО "Быково-Авиа". Коллектив его в то время составлял полторы тысячи человек. От самолетного парка, который в начале девяностых годов насчитывал более 40 самолетов, осталось 11. Одна четверть... Из них только два летающих, хорошо оборудованных, готовых к полетам. Отсутствие городского транспорта, грязь, плохо оборудованные самолеты, в которых даже завтрак подавать было не принято, кому это могло понравиться? Клиентов становилось все меньше и меньше.
Поскольку руководители предприятия не знали, что делать, как выживать, компания жила за счет распродажи основных фондов, то есть самолетов. Проданный самолет позволял просуществовать еще месяц-другой. В результате в расписании осталось всего два регулярных рейса - в Анапу и Магнитогорск. Причем рейсы были убыточными.
Убыточным было и само предприятие. Доходы от аэропортовской деятельности были минимальны. Возможность вытащить его из этого состояния была весьма туманной. Коллектив был профессиональный, но расходы намного превышали доходы потому, что никто не занимался коммерцией вплотную.
- И что же вы предприняли в этой ситуации?
- Я не стал изобретать велосипед. Было очевидно: чтобы вывести предприятие из кризиса, необходимо уменьшить расходы. Поэтому в первую очередь по рекомендации государственных органов пришлось решить вопрос о разделении "Быково-Авиа" на два самостоятельных предприятия: аэропорт и авиапредприятие, упорядочить штатное расписание, перепрофилировать производство, сделать "Быково" международным аэропортом, запустить чартеры, наладить рейсы в те регионы, где могла быть загрузка, а значит, и прибыль. Из полутора тысяч человек 500 пришлось сократить.
С 1 января 2000 года Быково стало международным аэропортом. Мы организовали рейсы в Австрию. Теперь планируем наладить чартеры для отдыха в Германии. Нашлись инвесторы, которые готовы реконструировать аэровокзал и привести в состояние летной годности имеющийся самолетный парк. Думаю, в течение двух лет аэропорт Быково и выделенная авиакомпания "Центр-Авиа" станут приносить прибыль. И тогда командир корабля первого класса ЯК-42 не будет, как сейчас, получать 3 500 рублей. Но главное, надо было правильно подобрать кадры, расставить людей по местам в соответствии с их профессиональными и практическими возможностями.
- Какие еще проблемы возникают у внешнего управляющего, помимо проблемы кадров?
- Масса проблем. Например, отказ от исполнения сделок должника, которые он заключил до назначения внешнего управляющего. Почему надо расторгнуть эти договоры? Потому, что они зачастую убыточны. Потому, что руководители предприятий нередко заключали сделки... выгодные только для себя.
- Но чтобы во всем этом разобраться, нужно прежде всего знать юридические и экономические аспекты работы предприятий, и в частности таких, как авиакомпании? Какое у вас образование?
- Ленинградское суворовское училище, командное военное училище. Потом служил в прославленной Таманской дивизии. Пять лет назад, уволившись из Вооруженных сил, поступил в Институт современного бизнеса, который успешно окончил и пошел работать в коммерческий банк. Сначала экономистом, потом - начальником управления. Здесь мне пришлось участвовать в арбитражных процессах. Когда произошел кризис 17 августа и начались повальные неплатежи, а ряд крупных предприятий объявили банкротами, я понял, что это весьма перспективное направление, где работы - непочатый край. Тогда-то и решил "переквалифицироваться" в арбитражные управляющие, окончив дополнительно специальные курсы.
- Специальные курсы? Есть такая профессия? Арбитражных управляющих готовят как программистов или инженеров по технике безопасности?
- Да, на сегодняшний день в стране насчитывается семь тысяч арбитражных управляющих. В том числе 1-2 тысячи - в Москве. Лицензию, позволяющую человеку работать арбитражным управляющим, выдает Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Получив ее, управляющий должен зарегистрироваться в одном из арбитражных судов. После чего его нанимает какая-то крупная компания-инвестор или состоятельный клиент, желающий превратить купленное им убыточное предприятие в источник прибыли. И я думаю, что это единственно верный путь, потому что государство помочь большинству предприятий просто не в состоянии.
- А каким образом инвесторы находят арбитражного управляющего и как складываются их отношения между собой?
- Арбитражных управляющих, как и адвокатов, выбирают по результатам проделанной работы. Но поскольку они появились совсем недавно и переизбытка их на рынке не наблюдается, найти хорошего управляющего не так-то просто. Случается, что после двух месяцев работы, когда невооруженным глазом видно, что управляющий "не тянет", от его услуг отказываются.
В таких случаях все решает собрание кредиторов. Так как аэропорт - объект социально значимый, в недавно вышедшем постановлении за подписью председателя ФСФО РФ Г.К.Таля говорится, что на такого рода объекты должны назначаться арбитражные управляющие, имеющие третью (высшую) категорию, или сотрудники ФСФО. Но поскольку третьей категории еще ни у кого нет, видимо, придется назначать человека из ФСФО.
- Какими, на ваш взгляд, чертами характера должен обладать арбитражный управляющий и какие черты вашего характера оказались наиболее востребованными?
- Прежде всего компетентностью, знанием законов. Для меня особенно почитаемыми качествами являются также умение находить деловой контакт с людьми. В наше время не обойтись без жесткости, требовательности к своим подчиненным. Но без отзывчивости тоже нельзя. Что же касается моих личных особенностей характера, то наиболее востребованными оказались пятилетний опыт работы в кредитных учреждениях, финансовое чутье и присущая мне осторожность. В канун 17 августа, благодаря осторожной, взвешенной позиции наш банк выстоял, не обанкротился, как многие другие гиганты. К кризису мы подошли с пакетом ГКО в десять раз меньшим, нежели было за пару месяцев до его начала.
- Мы все время говорим о чрезвычайных ситуациях. А что будут делать люди вашей профессии, когда схлынут волны последнего кризиса?
- До этого еще далеко. Пока на повестке дня стоит работа с предприятиями ВПК, которые больше всего пострадали от кризиса и до которых у нас пока руки не доходили. Но в ближайшее время, полагаю, дойдут. И черед настанет.
- Насколько я понимаю, работа управляющего - довольно хлопотное дело. И чтобы занять эту должность, вам пришлось много учиться, менять место работы. Видно, это очень хорошо оплачиваемая работа. Если не секрет, сколько получает внешний управляющий?
- Когда мы решим все проблемы, я думаю, зарплата будет такой же, как в "Аэрофлоте" или "Ист Лайне", то есть в 5-10 раз больше. А пока зарплата в "Быково-Авиа" внешнего управляющего составляет 5 000 рублей.
Но не в деньгах счастье. Это увлекательное, требующее большого творчества дело. Поэтому люди и идут в управляющие.