ИМ ВОСХИЩАЛИСЬ КИНОЗВЕЗДЫ

На кладбище в Сент-Тропе в минувшую субботу играли музыканты в косоворотках. Звучали щемящие русские романсы, цыганские мелодии. Так хоронили Роже Вадима, режиссера, публициста, в молодости - журналиста. Человека, которого любили самые знаменитые и красивые женщины.

Некоторые из них - Брижит Бардо, прилетевшая из Америки Джейн Фонда, его последняя жена актриса Мари-Кристин Барро - провожали неистового жизнелюба в последний путь под ярким южным солнцем Французской Ривьеры.
Роже Вадиму было 72 года, но, когда в минувшем октябре мне довелось с ним встретиться, больше 60 ему бы не дал. Стройный, подтянутый, с лучезарной белозубой улыбкой, полный природного шарма и неподдельной доброжелательности, хотя, как потом я узнал, уже тогда он был неизлечимо болен раком. Он подробно рассказывал мне о своих русских корнях, о том, что его предки вели род чуть не от Чингисхана. Его отец Игорь Племянников после революции и гражданской войны, которую отвоевал в армии генерала Врангеля, перебрался во Францию, где преуспел на дипломатическом поприще, умер рано, когда Вадиму было всего лишь девять лет. В военные годы вместе с матерью Вадим оказался в небольшом поселке в Альпах, неподалеку от Швейцарии. Прекрасный лыжник, он неоднократно проводил по тайным тропам за границу спасавшихся от нацистов евреев.
В послевоенной Франции благодаря таланту, общительности оказался в центре бурной парижской жизни. Играл на сцене, писал в популярный журнал "Пари-матч", перезнакомился с массой людей кино и так мало-помалу пришел к кинорежиссуре. Первый фильм, который поставил 28-летний Вадим в 1956 году - "И Бог создал женщину", - попал, что называется, в "десятку", стал культовым, провозгласив собой новую эру чувственности и женской раскрепощенности в кино. Главную роль в фильме сыграла первая жена Племянникова, тогда еще никому не известная парижанка Брижит Бардо. Феноменальный успех ленты вознес актрису на Олимп популярности. Вадим снял с ней еще несколько лент, но семейная жизнь их была недолга. И хотя после у Б.Б. было множество поклонников, любовников и мужей, о которых она подробно рассказала в своих нашумевших мемуарах, лишь по отношению к Роже Вадиму эта женщина с колючим характером сохранила самые теплые чувства.
- Смерть Вадима была настоящим шоком. Такое ощущение, будто меня лишили части души, - делилась с журналистами убитая горем Брижит Бардо. - Когда совсем молоденькой я познакомилась с Роже, то на многие вещи не обращала внимания. Только после я постепенно поняла, насколько он был щедрым и добрым человеком. Мягким и элегантным. Умницей и соблазнителем. Он никогда не выходил из себя. На съемочной площадке давал всем остыть, если что-то не получалось. Все, кому с ним довелось работать, говорили о нем только хорошее. Может быть, еще и потому, что он постоянно источал славянский шарм. Вадим был красив не только чисто внешне. Красота исходила из глубин его души. Настоящий джентльмен - и по своей сути, и по поведению.
После "И Бог создал женщину", ленты, кстати, отснятой в Сен-Тропе и превратившей этот небольшой рыбацкий поселок на Лазурном берегу в один из моднейших курортов Франции, Роже Вадим поставил еще три десятка фильмов, написал несколько книг, в том числе довольно скандальную - "От одной звезды к другой", где рассказывает, естественно, не об увлечении астрономией, а о созвездии великолепных женщин, которые его любили и которых он любил.
После Брижит Бардо была невероятной красоты манекенщица датчанка Анетт Стройберг, с которой Вадим прожил несколько лет в законном браке. В 1962 году он познакомился с тогда еще никому не известной 17-летней актрисой Катрин Дорлеак, которая впоследствии превратилась в непревзойденную "диву" французского экрана Катрин Денев. Специально для нее Племянников поставил фильм "Порок и добродетель". Они были вместе пять лет, не расписываясь. От этого союза родился сын Кристин - ему сейчас хорошо за тридцать, и он, единственный из многочисленных детей Вадима, стал профессиональным актером. Американка Джейн Фонда была следующей спутницей Роже Вадима. Ее он снял в двух своих лентах - "Барбарелла" и "Кюре", которые в середине 60-х годов имели довольно большой успех. Их дочь Ванесса, появившаяся на свет в 1968 году, спустя четверть века увлечется документальным кино и снимет фильм о Всемирном женском конгрессе в Пекине.
"У меня лучше получается роль экс-мужа, чем просто мужа", - подшучивал порой над самим собой Роже Вадим. И действительно, со всеми женщинами, с которыми его по-серьезному сводила судьба, он после расставания оставался в прекрасных отношениях. Так было и с предпоследней женой Катериной Шнейдер, наследницей стальных "королей" Франции из семьи Крюзо. Они прожили вместе несколько лет, их сын Ваня, как мне рассказывал Вадим, вырос в отличие от большинства сверстников в отрицателя материальных благ и большого любителя поэзии. "Это, наверное, дала о себе знать моя русская кровь", - говорил мне в октябре Роже Вадим. Самой же любимой, "посланной свыше доброй феей", как он неоднократно подчеркивал, была для него последняя жена - видная французская актриса Мари-Кристин Барро. С ней он прожил последние десять лет жизни.
Сейчас во французской прессе много спорят о том, кем же был Роже Вадим. Необычайно удачливым любимцем женщин, этаким современным Казановой - Дон Жуаном? Создателем многочисленных "звезд"? Талантливым литератором? Мне же думается, что был он и тем, и другим, и третьим. А главное - необычайно ярким и прекрасным.