Новость об отмене концертов Игоря Бутмана в США выглядела странно
В революцию в Советской России джаз сперва полюбили — пролетарская музыка! Потом разлюбили — буржуйская забава. Потом опять почему-то разрешили: вспомнить хотя бы гигантское турне Бенни Гудмена по СССР — тогда это был знак! В общем, джаз всегда был лакмусовой бумажкой по части отношений США и России. Хотя музыка эта абсолютно всемирная, аполитичная, казалось бы, какие к джазу вопросы?
Тем более странной выглядела новость начала этого года об отмене концертов Игоря Бутмана в США. Бутман, между прочим, американский гражданин (учился в колледже Беркли и прожил в стране достаточно, чтобы натурализоваться). Что же случилось на самом деле? А вот что.
Было запланировано несколько концертов в Бостоне, в баре «Регата». Судя по афише, очень хорошее, прямо-таки элитное джазовое заведение. Бутман со своими музыкантами там уже играл в 2018-м, и на сайте бара до сих пор висит его биография, где Игорь Михайлович представлен как отличный музыкант, двигатель джаза в России — этакий русский Уинтон Марсалис. Представление — круче не бывает: трубача-виртуоза Марсалиса, с которым у биг-бенда Бутмана, кстати, было несколько масштабных проектов, американцы величают «джазовым министром».
И вот концерт такого замечательного Бутмана отменяют — те, кому он, безусловно, выгоден, мало того, по контракту в такой ситуации они должны выплатить музыкантам гонорар. А все потому, что некой общественной организации не понравились некие высказывания музыканта про Украину. При чем здесь Украина, спросите вы. А я отвечу: а при чем здесь джаз? Бутман, к слову, никогда не скрывал своей политической позиции и членства в партии «Единая Россия», нравится она кому-то или нет. Но к музыке-то какое это имеет отношение?
Дело закончилось, кстати, хорошо: концерт перенесли в помещение одного еврейского центра, которое больше «Регаты», и там обещают аншлаг. Да, часть публики привлек скандал, но верится, что большинство придут ради самой музыки и музыкантов, которых в Америке действительно, без оговорок, ценят.
Не говорю сейчас о том, что с десяток наших «понауехавших» в 90-е джазменов сделали себе имена в настоящем, современном креативном американском джазе. Да и нерезиденты дают огня! С месяц назад весь джазовый мир облетела новость: российский гитарист Евгений Побожий выиграл в конкурсе Института джаза имени Херби Хэнкока (который раньше носил имя другого новатора джаза — Телониуса Монка). То есть русский человек, 31-летний уроженец сибирского города Северска, обошел всех американцев в виртуозности. А уровень игры там — он же просто сумасшедший! Так что Женина победа — это прямо сюжет для федеральных СМИ (смотрите, кстати, «Труд» за 25 декабря 2019 года). И московская джаз-тусовка цену Побожию давно знает. Он себе — тоже, уверен. Между прочим, Евгений — солист биг-бенда Бутмана. Хотя уже и автор собственных проектов.
Да, чуть не забыл: квинтет самого Игоря Бутмана тоже едет в эти дни в Америку. Хорошо все-таки, что для публики есть вещи поважнее, чем политика. Например, музыка. Джаз!