Новый год принес неприятный сюрприз массовым потребителям съестного
Вопреки оптимистичным прогнозам правительства в первой половине января цены на продукты росли в пять раз быстрее, чем год назад. А рекорды по части подорожания бьет обыкновенное пшено. Если так и дальше пойдет, пословицу «Хлеб да каша — пища наша» надо признать устаревшей и даже оскорбительной. Пора переходить на картошку.
По данным Сбербанка, размер среднего чека в магазинах шаговой доступности за две недели вырос на 7% и составил 320 рублей. При этом на 3% сократилось количество клиентов торговых точек. Немногим лучше ситуация в сегменте супермаркетов: размер среднего чека увеличился на 1,5% — и ровно на такую же величину сократилось число покупок. Похожая картина в магазинах одежды и обуви (соответственно, рост чека — 4%, а сокращение — 6%). Цифры вроде бы не очень впечатляющие, но вполне достаточные для того, чтобы эксперты сделали вывод: граждане становятся все бережливее и все туже затягивают пояса.
Росстат сообщил, что в целом цены в рознице выросли на 0,7%. Для сравнения: за весь прошлогодний январь инфляция составила 0,3%. Казалось бы, чему здесь удивляться, если на традиционный рост тарифов наложилось повышение до 20% налога на добавленную стоимость. Это объясняет многое, но не все. Потому что под шумок подорожали продукты, для производителей которых сохранена льготная ставка НДС. В ряде регионов на некоторые группы товаров (например, яйца и сахар) цены разом подскочили на 10-15%. А абсолютным лидером, повторю, стало пшено: всего за неделю оптовые цены выросли на 8% и составили 42,8 тысячи рублей за тонну. А в рознице крупа уже под 70 рублей за 1 кг — дороже некогда дефицитной гречки и даже риса.
Конечно, сказался неурожай. Российские аграрии осенью собрали 216 тысяч тонн проса — почти на 100 тысяч тонн меньше, чем годом ранее. Но почему спираль подорожания начала раскручиваться именно с января? Получается, что новогодняя инфляция имеет не только объективные, но и чисто субъективные основания.
Опережающими темпами дорожают товары и услуги, без которых трудно или даже невозможно обойтись. Речь идет о продуктах питания, входящих в потребительскую корзину, лекарствах, услугах ЖКХ и сотовой связи. Многие эксперты настроены пессимистично и считают, что по итогам года инфляция как минимум вдвое превысит прогнозы правительства.
— Объективные и субъективные эффекты от повышения НДС проявятся уже в I квартале. По нашим расчетам, к апрелю инфляция достигнет 5,5-6%. Дальше главным образом продолжат дорожать непродовольственные товары. Совершенно точно одно: при сохранении курса на ужесточение фискальной политики, которую проводит правительство, производителям не остается иного выхода, кроме повышения цен, — комментирует ситуацию корреспонденту «Труда» известный экономист и политолог Алексей Подшибякин.
Инфляционные скачки уже бьют не только по наименее социально защищенным слоям населения. К 2019 году заметно ухудшилось материальное положение так называемого офисного планктона, которому еще недавно многие завидовали. Частные работодатели сегодня крайне редко повышают зарплату сотрудников. Так что менеджер, устроившийся на работу в 2012-м с окладом 50 тысяч рублей, до сих пор получает эти деньги. Вот только тогда он тратил на стандартный набор продуктов как минимум на треть меньше, чем тратит сейчас. Овес-то нынче почем! Да и пшено тоже...