«Студент жив и никуда не исчезнет!»

Своими мыслями о современном студенчестве поделился ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров

Сегодня Татьянин день. Самое время поговорить со знающим человеком о нынешнем студенте — кто он, как изменился на переходе из одной эпохи в другую за эти два десятилетия, чего хочет добиться в жизни. Мы пригласили к разговору ректора известной на всю страну «Бауманки» — МГТУ им. Баумана — доктора технических наук Анатолия Александрова.

— Сравнения всегда хромают, но могу точно сказать, что нынешний студент разительно отличается от своего собрата образца 1990-х. И в лучшую сторону. Тогда у выпускников была сумятица в голове, они плохо понимали, что в этой жизни важно, а что нет, где и кому они пригодятся. Наверное, так всегда бывает на сломе эпох. Сегодня каждый вполне осознанно представляет ценность добротного образования, знает, что это билет в будущее, шанс. В последние три года, несмотря на последствия демографической ямы, к нам идут ребята, оценки которых все выше и выше. Но для меня показательнее то, что абитуриенты имеют четкие представления о будущей специальности, выбирая ее скорее из прагматических, чем из романтических представлений. И это касается не только популярных направлений. Вот, например, прокатный стан, литье: еще недавно эта сфера не пользовалась популярностью, сегодня же желающих стало гораздо больше. Это уже зрелый подход.

— А можете сравнить себя и своих однокашников с теми, кто учится сейчас?

— Сравнивать с тем временем, когда я учился, мне очень сложно. Мы дружили сотнями, оравой. Ездили на всевозможные картошки, в студотряды. Сегодняшним студентам этого точно не хватает. Пивнушка с маленькой компанией не заменяет студенческих отрядов, того ощущения нужности стране, когда ты строил с товарищами за лето дорогу, мосты, целые поселки. Нынешние ребята с интересом слушают подобные рассказы, но... Они другие. То время не повторится, и комсомола больше не будет. Зато естественное в юности стремление к коллективным делам и затеям может выражаться в других формах. В последние годы ощущается весьма созидательная объединительная тяга: они технику создают, проектируют в космическом центре со студентами со всего мира, они стараются доказать свою конкурентоспособность на самом высоком уровне. И это здорово.

— Как вы относитесь к идее вернуть распределение молодых специалистов, как это было в советские времена?

— А как вы это представляете в условиях рыночной экономики? Распределения нет, но ведь приработки-стажировки на 4-5-м курсах для того и нужны, чтобы компании присматривали и брали на работу после выпуска сильных специалистов. Они востребованы! Взять, к примеру, специальность инженера-разработчика — она очень сложная для освоения. Но студент понимает: если я ее освою, меня будут ждать везде. И уже он может выбирать. Мы выпускаем ежегодно 2,5 тысячи специалистов, и среди них только десяток не может найти работу (и те — девушки, ушедшие в декрет). Другое дело, что не все работают по специальности. Но это уже проблема не студента. Если наша промышленность продолжит подниматься с колен вместе с зарплатами специалистов, то работать будет кому. Студент жив и никуда не исчезнет!