Турецкий премьер министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что в Европу вернулся фашизм. По его мнению, именно фашистская идеология лежит в основе нового французского закона, устанавливающего уголовную ответственность за непризнание геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. Об этом в среду, 25 января сообщают «Вести.ru».
Наблюдатели отмечают, что это уже не первый европейский закон, согласно которому историческая точка зрения или даже сомнение в официальной историографии могут привести человека в тюрьму. Так, во Франции, Австрии, Бельгии, Германии и ряде других государств уголовным преступлением считается любое сомнение в достоверности Холокоста и даже несогласие с официальными цифрами о количестве истребленных евреев.
По мнению обозревателей, нынешний закон«продавлен» администрацией президента Николя Саркози исключительно с одной целью: заручиться на предстоящих выборах поддержкой армянской диаспоры, насчитывающей во Франции от полумиллиона до 750 тысяч человек. При этом Париж сознательно пожертвовал отношениями с Турцией. Еще на стадии обсуждения закона Эрдоган заявлял, что его страна прекратит военно-техническое сотрудничество с Францией, закроет территориальные воды и воздушное пространство для французских военных самолетов и кораблей и пересмотрит вопросы экономического сотрудничества. Теперь Анкара отозвала своего посла и готова ввести экономические санкции против французских компаний.
Хватает критиков у законов об «уголовной ответственности за отрицание» и в самой Европе. В первую очередь, европейцев раздражает, что эти законы фактически отменяют одно из фундаментальных оснований современной европейской культуры – свободу убеждений и право каждого человека отстаивать свою точку зрения. В Испании эти настроения оказались настолько сильны, что даже получили законодательное оформление. По закону, принятому испанским парламентом, на территории республики исторические воззрения могут быть признанны ошибочными, но не могут стать основой для уголовного преследования. Впрочем, остальная Европа уверенно движется в противоположном направлении, возвращаясь, по выражению некоторых аналитиков, к средневековым истокам.