Но год этот, по сути, разделился на две части. Первая – это празднование 50-летия полета Юрия Гагарина и проводы на заслуженный отдых прежнего руководителя Роскосмоса А.Н. Перминова, вторая – назначение нового руководителя космического агентства В.А. Поповкина и череда аварий и потерь по большинству программ отечественной космонавтики.
А под занавес еще и плевок на отрасль в виде ночных рейдов блогеров по особорежимному предприятию в Химках.
Очевидно, что навык отмечать юбилейные даты мы не утратили, а вот традиции, знания и опыт своих предприятий – производителей космической техники почти утеряны в силу целого ряда стратегических ошибок, допущенных руководством отрасли в последние годы. Нынешнему руководителю Роскосмоса В.А. Поповкину не позавидуешь: только заступил – и все начало трещать по швам, приходится отвечать за урожай, посеянный другими. «Отрасль космического двигателестроения находится в кризисе», – заявил в конце прошлого года Поповкин.
Основной проблемой космической промышленности России, причиной большинства аварий назвали двигателестроение. Вот на него мы и решили обратить внимание. И начинаем с ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко».
Трудно представить, как же обстоит ситуация с контролем качества продукции данного предприятия с учетом того спокойствия, с которым его руководство комментирует демарш молодых блогеров. В интервью они пояснили, что причиной ночных путешествий является дыра в заборе, которая возникла очень давно изза отсутствия средств на его ремонт. Если бы это был ответ заведующего овощной базой, то, возможно, и прошло бы, но слышать такое от руководителя системообразующего, стратегического, особорежимного, пожаровзрывоопасного предприятия страшно. Интересно, из какого кадрового резерва Роскосмос взял этих «сонных котов»? Такое определение руководству дал на своей страничке в интернете Дмитрий Рогозин, недавно назначенный вицепремьером, отвечающим за оборонку и космическую отрасль.
Давно нет денег на забор?
В декабре 2011 года в СМИ упоминалась закупка «Энергомашем» хладона. Благодаря энергомашевцам нам удалось ознакомиться с некоторыми материалами официального аудитора предприятия, на которые ссылались наши коллеги.
Действительно, в декабре 2010 года, при обеспеченности общества хладоном на 2012 год более чем на 100% (годовое потребление – около 55 тонн, а запас – около 70 тонн), исполнительный директор В.Л. Солнцев принимает решение о закупке еще 120 тонн. Но договор исполнительный директор сам почемуто не подписал – его от имени общества заключил первый заместитель генерального директора, главный конструктор В.К. Чванов, действующий по доверенности №118 от 06.10.2010 г. В итоге к моменту визитов блогеров НПО «Энергомаш» не получило ни тонны хладона, за который год назад перевело около 100 млн рублей предоплаты. Выглядит это все более чем «рачительно», особенно если учесть, что ранее предприятие, оказывается, производило оплату хладона в течение трех месяцев после его фактической поставки на склад, без всякой предоплаты. А может, и не планировали на НПО «Энергомаш» получить этот хладон?
Аудиторы обращают внимание его собственников на то, что «…в ноябре 2010 г. Исполнительный директор Общества Солнцев В.Л. без согласования с Советом директоров подписывает с ГП «ПО Южный машиностроительный завод» Соглашение о возобновлении на период до 31 декабря 2012 г. контракта № 643/07557935/979802001 от 28.02.2002 на поставку двигателей РД171М по ранее согласованной цене… что в экономических условиях 2010 года ниже себестоимости его изготовления. Ранее вышеуказанный контракт по поставке двигателей для программы «Морской старт» был разорван Обществом в связи с длительным неисполнением заказчиком платежных обязательств перед Обществом и стал по вине заказчика экономически невыгодным. Даже Генеральный директор компании «Международные космические услуги» (резидент РФ) Алексеев И.В. выразил свое недоумение тем фактом, что в условиях крайне тяжелого финансового положения НПО «Энергомаш» готово поставлять двигатели для программы «Морской старт» (резидент США) по сознательно заниженным ценам… В соответствии с согласованными условиями поставки двигателей РД171М для программы «Морской старт»… Общество недополучит за три года почти 52 млн долларов США…»
А вот еще пример, как ищут деньги на заборы в «Энергомаше». Он также описан официальным аудитором еще в марте 2011 года: «Одним из дополнительных источников финансирования могла стать реализация непрофильных активов, не задействованных в производстве, но руководители Общества пошли по другому пути. Так, 17 декабря 2010 г.Первый заместитель Генерального директора Чванов В.К. без согласия Совета директоров Общества и без проведения оценки подписал с Администрацией городского округа Химки МО Договор о пожертвовании двухэтажного отдельно стоящего здания общей площадью 821,10 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 3. Ранее (в июле 2007 г.) оценочная компания «Оазис» оценила этот объект без земельного участка в 35 540 000 руб. (Отчет № 090404/07). Специалистами Общества завершены работы по постановке на кадастровый учет относящегося к этому зданию огороженного земельного участка площадью 0,46 га, и осталось его выкупить по льготной цене в соответствии с Земельным кодексом. Таким образом, действительная стоимость этого объекта значительно выше. По оценке специалистов Общества, ущерб от совершения указанной сделки составляет около 50 млн руб.».
Еще факт экономии денег: «В структуре Общества имеется полноценное Юридическое управление с месячным фондом заработной платы в размере около 640 000 руб., состоящее из двух отделов: договорноправовой работы и претензионноисковой работы. Однако первый заместитель генерального директора Чванов В.К., незаконно действующий в качестве единоличного исполнительного органа, 18 октября 2010 г. подписал с адвокатом Саперовым С.А. Соглашение № 215 об оказании юридической помощи с ежемесячным вознаграждением в размере 345 000 руб., что составляет половину месячного фонда оплаты труда всего Юридического управления. Только за период с 18 октября 2010 г. по 9 февраля 2011 г. Саперову С.А. выплачено 1 208 000 руб. за работы, которые соответствуют функциям Юридического управления Общества. Хочется особо обратить внимание Совета директоров, что именно этим адвокатом подготовлено известное Соглашение о возобновлении поставок двигателей РД171М по программе «Морской старт» по заведомо заниженным ценам».
Уважаемые акционеры ОАО «НПО Энергомаш», Роскосмос, читайте документы, касающиеся жизнедеятельности общества! Только из приведенных примеров «рачительности» следует, что НПО «Энергомаш» вместе с Химками можно обнести полноценной китайской стеной, если не играть в непонятные игры, а работать во благо предприятия.
В марте 2011 года официальный аудитор ОАО «НПО Энергомаш» направил его акционерам заключение №10050311 по итогам проверки деятельности общества в 2010 году, в котором выразил мнение с оговоркой:
«Внеочередное общее собрание акционеров Общества 04.10.2010 приняло незаконное решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «НПО Энергомаш» управляющей компании ОАО «РКК «Энергия», хотя решением Арбитражного суда Московской области был наложен запрет на голосование по указанному вопросу. Договор с управляющей компанией был подписан только 05.03.2011 и действует с момента подписания. В результате все сделки, начиная с 04.10.2010 и до заключения договора с управляющей компанией, совершались от имени Общества Первым заместителем генерального директора Чвановым В.К. и Исполнительным директором Солнцевым В.Л., не наделенными соответствующими полномочиями в установленном действующим законодательством и Уставом Общества порядке. Происходило это с ведома Совета директоров Общества, который допустил управление Обществом лицами, не имевшими на это законных оснований. После заключения договора с Управляющей компанией ее Президент Лопота В.А. 18.03.2011, действуя от имени Общества, одобрил все сделки, а также иные юридические и фактические действия, совершенные от имени Общества вышеуказанными руководителями с 04.10.2010 по 05.03.2011, т.е. за период, когда у него отсутствовали правовые основания для выполнения полномочий единоличного исполнительного органа. В связи с этим у Общества сохраняются риски признания совершенных в указанный период сделок ничтожными или заключенными в интересах управляющей компании, так как до настоящего времени они не одобрены Советом директоров Общества. Более того, отдельные крупные сделки в нарушение Устава Общества не прошли одобрения Советом директоров. Среди них Соглашение о поставке двигателей РД171М иностранной компании по ценам ниже себестоимости их изготовления. По нашему мнению, в случае реализации этого Соглашения Общество недополучит почти 52 млн долларов США (при сравнении с ценами поставки указанных двигателей для Федеральной Космической Программы Российской Федерации)».
4 октября 2010 года решением Общего собрания акционеров ОАО «НПО Энергомаш» функции единоличного исполнительного органа были переданы управляющей компании. Этой управляющей компанией без всякого, хотя бы проведенного для галочки формального конкурса стало ОАО «РКК «Энергия».
Решение было принято с нарушениями действующего законодательства. Без выпуска какоголибо распоряжения правительства РФ. Кстати, на тот момент имелось решение суда, запрещающее проведение голосования по вопросу «О передаче функций единоличного исполнительного органа общества управляющей компании». Тем не менее нашлись люди (их фамилии есть в протоколе общего собрания акционеров), которые проигнорировали решение судебного органа, проголосовав за противозаконное решение, и в результате этого государственное предприятие (доля государства – более 85%) с 4 октября 2010 года перешло под управление частной компании с долей государства 38%.
«Сонные коты» договор между захваченным предприятием и управляющей компанией смогли подписать только 5 марта 2011 года. Получается, что пять месяцев предприятием управляли неуполномоченные на то лица, что поставило под сомнения все совершенные на тот период юридически значимые действия.
Но, видимо, эти «коты» не только сонные, но еще и священные, так как, несмотря на все совершенное, на их действия нет никакой реакции со стороны Роскосмоса.
Видимо, проблема не в дырявом заборе, а в черной дыре, в которой растворяются предприятия космической индустрии страны. О каком качестве и надежности космической техники может идти речь в таких условиях?