Новый виток разговоров о русских, эмигрантах, понаехавших: статья Владимира Путина в «Независимой», знаменитый тост Сталина по поводу терпеливого русского народа, воспроизведенный чуть ли не целиком в вышедшем на телеэкраны сериале про маршала Жукова... Нет, похоже, этой теме забвение не грозит.
И потому очень вовремя вышел в свет труд философа Виталия Аверьянова «Традиция и динамический консерватизм». На вопрос, знают ли они, что такое динамический консерватизм, большинство наших соотечественников ответят отрицательно. Но кого из них не волнует вопрос, как оставаться собой в постоянно меняющемся мире, где натиск внешних влияний на человека и народы неудержимо возрастает? Цитата из книги: «Традиция — это не то, чем данная культура непохожа на другие культуры, а то, чем она похожа на саму себя в своем развитии и изменении, то, что позволяет ей пронести через все изменения свою неповрежденную идентичность». В голове сразу возникли строки Григорьева о Пушкине. Помните: «Пушкин — наше все»? У этой избитой цитаты есть важнейшее продолжение: «Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности…».
Как же можно с уверенностью знать, что следует принять в себя, а что отбросить, чтобы не нарушить свое национальное своеобразие? Это вопрос знаний или интуиции, разума или сердца? Ответ Аверьянова, человека, органически сочетающего в себе знание рациональное и знание интуитивное, таков: наше спасение — в возрождении традиции, но только традиции во всем ее комплексном, многогранном понимании. Культура и традиция, говорит Аверьянов, живут и пополняются не за счет внешних импульсов, а за счет своего внутреннего стержня, стремления к «Своему Высшему».
Кратко можно выразить так: это возможность и способность меняться, не изменяя себе. Если ты растешь из желудя, то какие бы ветви тебе ни прививали, ты должен оставаться дубом, а не превращаться в платан.
Исследование, над которым Виталий Аверьянов работал более 10 лет, заключает в себе все необходимое, чтобы стать востребованным и действенным инструментом развития русского самосознания.