В настоящий момент ответственность за кровавый теракт в аэропорту никто не взял, что дает огромный простор для всевозможных домыслов. «Труд» выбрал наиболее вероятные версии происшедшего, а также предположил, кому это могло быть выгодно
Взрыв в Домодедово имеет массу сходств с терактами в московской подземке в марте прошлого года.
Для атаки террористы выбрали один и тот же временной отрезок: конец зимы — начало весны. В целом это время для боевиков наиболее трудное, но в то же время им очень важно напомнить о своем существовании именно в начале года, чтобы показать, как это ни дико звучит, своим спонсорам, что они действуют, и получить финансирование на время наступления «зеленки».
К тому же в холодное время года весьма удобно прятать пояс шахида под теплой одеждой: она в какой-то степени объясняет некоторую неуклюжесть фигуры и тем самым увеличивает шансы для смертников обойти возможные проверки со стороны сотрудников МВД.
Первое, что сразу бросается в глаза, — это, разумеется, выбор места для террористической атаки. Как и год назад, злоумышленники выбрали для атаки оживленный транспортный узел. В принципе это легко объясняется постоянным и большим скоплением народа.
Оба террористических акта были совершены в тот момент, когда и в том и другом месте было наибольшее скопление народа. Так, первый взрыв в подземке прозвучал в 7.57 — именно в тот момент, когда огромное количество людей спешили на работу или учебу. Теракт в аэропорту произошел в 16.32, когда там было множество прибывших и встречающих, что позволяло увеличить количество жертв.
Схожи начинки взрывных устройств: и в том и в другом случае боевики остановили свой выбор на поясе шахида, начиненном обрезками проводов и болтами, что увеличивало радиус поражения и также приводило к большим жертвам. Кроме этого, практически одинаков и заряд тротила в обоих «адских машинах». Так, при взрыве на «Лубянке» террористы воспользовались зарядом примерно 4 килограмма тротила.
Напомним, что шахидок в метро сопровождал мужчина, который, по всей вероятности, должен был не только посадить смертниц на выбранные для теракта ветки метро, но и убедиться, что взрывы произошли. По такому же сценарию действовали боевики и в аэропорту.
Как сообщают некоторые СМИ, якобы информация о готовящихся терактах была у сотрудников спецслужб и в этот раз, и в прошлом году. Однако будто бы органы правопорядка не смогли ею правильно воспользоваться. Даже если это утверждение и является истинным, то можно предположить, что боевиками был использован стандартный «вброс» информации для дезориентирования МВД и ФСБ с целью отвлечь их силы от истинного места проведения теракта.
Учитывая совпадения многих факторов, можно сделать следующее предположение. Основной версией является след Северного Кавказа. Однако кто же стал инициатором теракта? Вот тут версии и расходятся.
После раскола в вооруженном бандформировании и низложения Доку Умарова этот террористический акт мог быть выгоден как ему — для восстановления своих пошатнувшихся позиций, так и его молодому конкуренту — амиру Хусейну, которому также необходимо снова заявить о себе и привлечь к бандформированию новые финансовые потоки.
Если выбирать из этих двух версий, наиболее вероятной кажется именно та, в которой говорится об амире Хусейне. Дело в том, что Умаров потерял нити управления боевиками и, по их словам, потерял авторитет среди экстремистов. В то же время Хусейн молод, амбициозен, и, как он сам говорил, его основной целью является объединение разрозненных сил боевиков для того, чтобы иметь реальную силу и рычаги воздействия на власть.
Тем не менее вряд ли
Несмотря на всю правдоподобность, эта версия тоже имеет минусы, главный из которых — время года. Если это злодеяние совершили
Согласно проходящей в ряде СМИ информации, которая дается со ссылкой на данные спецслужб, кровавый теракт в Домодедово совершил мужчина 35—40 лет, европейской внешности и плотного телосложения. Еще в прошлом году «Труд» писал о «школе шахидов» на Северном Кавказе, возможно имеющих причастность к взрывам в московском метро. С большой долей вероятности можно предположить, что задействованный в теракте смертник мог быть ее «выпускником».
И смертники необязательно должны быть выходцами с Кавказа. Простейший пример, подтверждающий это, — убитый в 2010 году Саид Бурятский, настоящее имя которого — Александр Тихомиров. Он организатор множества терактов, наиболее знаменитым и кровавым из которых является подрыв РОВД в Назрани. Это объясняет европейскую внешность шахида. Более того, сходств между двумя взрывами с разницей в год слишком много, чтобы просто не обратить на них внимания.
Альви Каримов,
Калой Ахильгоф, бывший