СТРЕЛЬБА ОДИНОЧНЫМИ

Недавно создана Федеральная служба по оборонзаказу, призванная осуществлять контроль за переоснащением силовых структур. Главный вопрос, на который ей предстоит ответить, состоит в том, насколько рационально используется каждый десятый рубль расходной части бюджета, который государство вкладывает в оборонный заказ.

В 2006 году на эти цели запланирована беспрецедентно высокая сумма - почти 568 миллиардов рублей. Львиная доля, разумеется, принадлежит военному ведомству. Ему из бюджета-2006 выделено 237 миллиардов, на 54 миллиарда больше, чем в прошлом году. Цифры впечатляют, однако новую технику в войсках по-прежнему можно буквально пересчитать по пальцам. Например, в 2000-2004 гг. на вооружение поступило всего 15 новых танков. В 2005 году - 17, что не дотягивает и до двух рот. В нынешнем году Минобороны планирует приобрести уже 31 танк "Т-90" - всего один батальонный комплект. Кроме того, военное ведомство рассчитывает получить 6 межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М", 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 125 бронетранспортеров, несколько десятков самолетов и вертолетов. Существенного влияния на уровень модернизации армии эти приобретения вряд ли окажут, но, как говорится, лиха беда начало. Впрочем, и эти скромные планы могут оказаться под угрозой, если военному ведомству не удастся избежать соблазна прошлого года, когда часть средств гос-оборонзаказа была перераспределена на выплату накопившихся долгов, в том числе по зарплате, на содержание личного состава. Финансирование производства вооружений отошло на второй план. И это весьма тревожит главу Рособоронзаказа Андрея Бельяминова, который поделился с "Трудом" своими оценками нынешнего положения дел в этой сфере.
По его мнению, на оборону действительно стали выделять большие деньги. Но, подчеркнул Бельяминов, если сравнивать с затратами на оборону США, получается, что мы пока отстаем в разы. К 2009 году Соединенные Штаты истратят на перевооружение 165 миллиардов долларов. Мы же в 2005 году едва приблизились 8 миллиардам. Однако главная беда в том, что и выделенные средства зачастую расходуются неэффективно, а то и попросту разбазариваются. Специалисты Рособоронзаказа провели уже более 400 проверок и выявили свыше 1300 нарушений и недостатков в процессе выполнения заданий. Их анализ показал, что в первую очередь нужны системные изменения. Скажем, заметил Бельяминов, на всех этапах мы сталкиваемся с неисполнением принятых решений или с их проволочкой. У заказчика нет достаточно сильных рычагов влияния на исполнителя, а зачастую и заинтересованности в своевременном исполнении собственных заказов. Почему, скажем, фрегат для Индии мы построили за три года, а корабли для своего флота делаем по 7-8 лет? Да потому, что, затянув сроки исполнения иностранного заказа, предприятие рискует нарваться на большой штраф. А проволочка с заказом для своих ему ничем не грозит. Зачем спешить - деньги-то идут. Этот вопрос, видимо, надо решать в законодательном порядке. Как и проблему с ценообразованием по гос-оборонзаказу. Пока цены формируются, что называется, с потолка, чему способствует постоянное удорожание сырья и энергоносителей.
По словам Андрея Бельяминова, Россия неоправданно поспешно ушла с рынка стандартизации. Но там, где речь идет об обороноспособности, без единых стандартов не обойтись. Причем это касается не только оружия, но и тылового обеспечения. Ведь даже горючее в баки танков и самолетов нередко заливают разного качества. Мы почему-то при необходимости довольно легко подстраиваемся под стандарты НАТО, продавая на экспорт свое вооружение. Но внутри страны разные силовые ведомства подчас заказывают одну и ту же технику по разным ценам, не будучи при этом уверены, что получат продукцию именно того качества, на которое рассчитывали.
Впрочем, эта неуверенность базируется и на состоянии всей оборонки в целом. Затронув эту проблему, Бельяминов вспомнил старый анекдот о лосе, простреленном охотником навылет, который недоумевает: "Уже целый час пью воду, а мне все хуже и хуже". Чтобы поставить оборонную промышленность на ноги, уверен глава Рособоронзаказа, одних денег мало. Необходимо срочно начинать техническое перевооружение предприятий. Новую технику для армии можно делать только на новейшем оборудовании. Ныне денег на это нет. Военная приемка крайне неэффективна. Нет даже единого органа, который отвечал бы за состояние ОПК. Не оговорены приоритеты его развития. Назначение "главным по оборонке" министра обороны РФ, в общем-то, парадоксально. Получается, что он в одном лице и основной заказчик, и блюститель интересов ОПК. Надо дать оборонным предприятиям возможность зарабатывать. Это воровать нехорошо, а получать честный доход просто необходимо. Но при этом помнить, что для возрождения оборонки нужны усилия всего государства, и самый к этому короткий путь - принятие соответствующих государственных целевых программ.
Впрочем, это дело долгое. Но уже в нынешнем году есть шанс более эффективно распорядиться средствами, выделенными на гособоронзаказ, если удастся выдержать ряд заложенных в него параметров. Например, поменять, как это задумано, соотношение расходов на закупку новой техники и ее ремонт. Их рост предусмотрен на 40 и 14 процентов соответственно.
Плюс расширение конкурсов на производство военной продукции, что может дать до 20 процентов экономии. Если все это удастся сделать, возможно, для нашей оборонки наконец и замаячит свет в конце тоннеля.