Некоторые эксперты связали скачок цен с ажиотажным спросом трейдеров: мол, за долгие праздники запасы истощились, теперь приходится в срочном порядке их пополнять. Если это действительно так, то как только оптовики восстановят запасы, подорожание должно прекратиться.
- Не думаю, что это случится, - высказал свое мнение "Труду" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.- Подорожание на внутреннем рынке связано в первую очередь с ростом мировых цен на нефть. Сейчас стоимость российской экспортной смеси Urals превысила 60 долларов за баррель и есть все предпосылки к дальнейшему росту. Это и непростая политическая ситуация в Нигерии, Венесуэле, Иране, и заявление экспортеров "черного золота" о том, что они не намерены предпринимать меры для обуздания цен. Вероятно, в ближайшие месяцы баррель нефти перевалит за 70 долларов.
Как известно, внутренние российские цены на нефть "привязаны" к внешним. Оттого и бензин у нас стоит как в Америке. "Отвязать" внутренний рынок от мирового в принципе можно, и в правительстве уже шла об этом речь. Однако сказать - не сделать. "Прежде чем в этом направлении будет принято какое-то решение, предстоит острая дискуссия между финансистами и экономистами,- полагает Г. Сергиенко.- По разную сторону "баррикад" окажутся министры Алексей Кудрин, Герман Греф и Виктор Христенко. Минфин не позволит терять часть финансовых потоков, которые напрямую зависят от "связки" мировых и внутренних цен". Ведь повышение стоимости нефти даже на 1 доллар приносит в госбюджет 1,4 миллиарда долларов дополнительно.
Таким образом, наивно рассчитывать, что бензин подешевеет. Но тогда хотя бы знать, насколько подорожает?
- Мы прогнозируем, что в 2006 году рост цен на нефтепродукты будет в пределах 11 процентов,- сказал на пресс-конференции глава федерального агентства "Росэнерго" Сергей Оганесян.
Прогноз зависит от темпов роста нефтедобычи, а они в России падают. Если еще три года назад прирост составлял 8-10 процентов, то по итогам 2005 года - всего 2,5. В ближайшие три года он не будет превышать 1-2 процентов. Может быть, на добыче теперь еще скажется аномально холодная зима?
- Какие аномалии? - пожимает плечами Оганесян.- Действительно, на некоторых промыслах немного снизилась добыча, но скважины не первый раз замораживаются, такое и раньше случалось. Это временное явление, наверстать упущенное для нефтяников не проблема.
Причины падения нефтедобычи и, как следствие, роста цен на нефтепродукты - недостаток инвестиций в развитие минерально-сырьевой базы и неэффективное налогообложение, тормозящее развитие добывающего сектора. Кроме того, проблемой становится состояние нефтеперерабатывающих заводов. Они загружены в среднем на 75 процентов, к тому же многие в основном выпускают низкокачественный бензин. Между тем автомобильный парк страны быстро меняется, появляется все больше машин, работающих на высокооктановом бензине.
В общем, дефицита топлива в нынешнем году не ожидается. Однако в конце зимы бензин начнет дорожать. Скажется не только сезонный фактор. С февраля снижены экспортные пошлины на сырую нефть. А поскольку мировые цены растут, то экспортеры постараются больше сырья перегнать за кордон, пусть даже в ущерб внутреннему рынку. Кроме того, оптовая цена февральских фьючерсов на рынке резко выросла - с 5600 до 8000 рублей за тонну нефти.
Теперь следите за ценниками на автозаправках.
Пока цены на бензин приостановились перед психологическим рубежом - 20 рублей за литр высокооктанового бензина. Впрочем, можно не сомневаться, что этот рубеж будет пройден.