- Что представляет собой американская станция? - спрашиваю полярницу Ирину Орлову, которая недавно побывала в Антарктиде.
- "Мак-Мердо" - это поселок научных работников. Там живет примерно полторы тысячи человек. На соседнем леднике американцы устроили аэродром, который принимает большегрузные самолеты типа нашего Ил-76. Конечно, обитатели станции стараются держать территорию в чистоте. Я заметила, что даже для мусора у них стоят разные контейнеры: в один надо бросать пищевые отходы, в другой - бумагу, в третий - стекло и прочее. Кстати, три года назад, когда мы оставили Ан-3, американцы первыми подняли шум "мирового масштаба". Россиян обвинили в том, что они засоряют мусором шестой континент, портят экологию и нарушают все международные договоренности на этот счет. Мы обязаны были убрать самолет. А целиком вывезти "Аннушку" решили по трем причинам. Во-первых, это дешевле. Разбор, распиловку самолета и транспортировку его частей производили бы американцы, и за большие деньги. Во-вторых, нам все-таки надо установить причину отказа мотора - сейчас этим занимаются омские моторостроители. Новый мотор, привезенный в этот раз на Южный полюс, вел себя прекрасно. Такое испытание, думаю, говорит о том, что двигатель можно спокойно ставить на Ан-2, сконструированный еще в 1947 году. А их у нас около 10 тысяч, и они могут летать. А в-третьих, наше государство не потратило на экспедицию ни копейки - все взял на себя Газпром.
- Как вас встретили американцы?
- Сначала - настороженно. Многим, как я слышала, их начальство даже запретило встречаться и откровенничать с русскими. Естественно, что большинство американцев не верили, что мы реанимируем "Аннушку", но наши ребята это сделали. Потом все переменилось. Их специалисты помогали нашим ремонтникам, болели за нас. А когда "Красин" поспешил на помощь, то нас чуть ли не на руках носили.
...Каравану судов, который направлялся к американской антарктической станции "Мак-Мердо" под проводкой ледокола "Красин", преградил путь огромный айсберг. Капитан Виктор Ковальчук сообщил во Владивосток руководству Дальневосточного пароходства, что его площадь превышает 3,6 тысячи квадратных километров, высота составляет 8 метров. Тем временем до причала станции осталось пройти всего 15 миль. Но это самые тяжелые мили. Ледокол "Красин" приступил к созданию канала в сплошных ледовых полях, чтобы затем провести караван.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что "Красин" пробил канал в ледовом поле до самого причала станции.