С именем первого в русском кино антрепренера и режиссера Александра Ханжонкова связан подъем отечественной кинопромышленности на заре кинематографа в начале ХХ века. Благодаря его предпринимательскому таланту удалось потеснить заполонивших рынок иностранцев, и вплоть до Октябрьской революции 1917 года только на кинофабрике Ханжонкова снималось более половины отечественных фильмов. В 1913 году в Москве Ханжонков построил шикарный по тем временам электротеатр "Пегас" у Триумфальных ворот. Переименованный в 30-е годы в кинотеатр "Москва", он стал витриной столичного кинопроката, именно здесь проводились громкие премьеры и фестивали. В годы бурного послевоенного переустройства столицы кинотеатр Ханжонкова удалось отстоять от разрушения, он стал первым и пока единственным в мире встроенным в современное здание старым кинотеатром. В 1991 году с присвоением ему имени "Дом Ханжонкова" было решено отказаться от обычной системы проката, и в нем обосновался постоянно действующий фестивальный центр. А последние 5 лет решением Минкульта России "Дому Ханжонкова" придан статус центра российского кинематографа, где показывают только отечественное кино, как новое так и старое.
Скандал разгорелся стремительно. 29 декабря "Дом Ханжонкова" был занят вооруженными людьми в камуфляже, которые выломали двери в помещениях, свалили в кучу уникальные кино-фотодокументы и бумаги исторического архива, а сотрудников вытолкали на улицу. По словам директора "Дома Ханжонкова" Расима Даргях-заде, силовая акция по выселению была предпринята после того, как стало ясно, что кинотеатр со зрительным залом в 500 мест не в состоянии выплачивать огромную, во много раз завышенную арендную плату в размере одного миллиона долларов в год. Руководство "Дома Ханжонкова" быстро нашло инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию и погасить долг, даже не обсуждая его правомерность. Однако арендная плата тут же была поднята до двух миллионов, и все предложения кинематографистов о мирном разрешении конфликта были отвергнуты. Очевидно, какие-то новые русские уже твердо нацелились на это здание в центре Москвы. Их не смущает, что ходатайство на имя президента России в защиту "Дома Ханжонкова" подписали более 50 крупнейших мастеров российского кино, которые надеются, что это поможет разрешить конфликт цивилизованно, в интересах культуры.
А пока организаторы захвата "великодушно" заявили кинематографистам, что после перепрофилирования этого памятника истории и культуры в элитный ресторан название "Дом Ханжонкова" они постараются сохранить.