ДЕНЬГИ ИДУТ В ЗАНАЧКУ?

В минувшем году Россия продолжала наступление на внешнем рынке. По данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2004 года экспорт составил 162,4 млрд. долларов и вырос на 34,8 процента. Сальдо внешнеторгового баланса достигло 95,4 млрд. долларов. Приятную статистику подпортило то, что снова львиная доля пришлась на сырье - 60,7 процента всего экспорта. Российская экономика еще крепче прижалась к "трубе".

Год оказался рекордным для российской "нефтянки". Добыча нефти выросла на 9 процентов и составила 458,8 млн. тонн, впервые превысив показатель 1991 года. А экспорт "черного золота" увеличился сразу на 17,5 процента. Наша нефть марки Urals подорожала на 8 долларов за баррель, и его стоимость в среднем составила 34,3 доллара. За это надо благодарить исключительно благоприятную конъюнктуру внешнего рынка.
Кто больше заработал на экспорте? Лидеры все те же. Выручка от продажи нефти за 11 месяцев составила 50 млрд. долларов, газа - 18,5 млрд. долларов. На третьем месте металлурги - почти 15 млрд. долларов. Дальше по убывающей - экспорт оружия (5,6 млрд.), лес и лесоматериалы (3,5 млрд.), минеральные удобрения (2 млрд. долларов). По сравнению с названным то, что зарабатывает на экспорте вся остальная промышленность, - сущие копейки. Например, экспорт хлопчатобумажных тканей принес 130 миллионов, а такого признанного национального продукта, как водка, - 20 миллионов долларов.
Но сырьевой рынок капризный. В Минпромэнерго прогнозируют, что уже в первом квартале экспорт нефти упадет на 2 процента, а нефть подешевеет. На заседании по итогам 2004 года правительство признало, что высокие цены на нефть почти полностью исчерпали свой ресурс в качестве фактора экономического роста. Поэтому тема удвоения ВВП все реже вспоминается как контрольное задание для исполнительной власти. Темпы роста ВВП с прошлого года снижаются. Причем спад зафиксирован в приоритетных отраслях - промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Тревожные тенденции проявились даже в благополучных, ориентированных на внешний рынок отраслях. Так, за третий квартал 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года выручка от продажи нефти за кордон увеличилась на 39,2 процента, а в физическом выражении экспорт вырос всего на 7,7 процента. Цифровой дисбаланс объясняется просто: цена барреля нефти на мировом рынке зашкаливала за 50 долларов. Глава Минэкономразвития Герман Греф снижение фактических объемов роста экспорта с 14 процентов (2003 год) до 8 процентов (2004 год) скромно назвал "фактором, беспокоящим правительство". При этом лидер либерального крыла в правительстве считает, что "изменения в структуре экономики могут произойти не ранее 2010 года, и то при условии реализации инновационного сценария". Трудно предсказать, где, на каких постах окажутся к тому времени нынешние обитатели Белого дома.
Парадокс в том, что чем больше росли экспортные доходы российского бизнеса, тем меньше информации поступало о том, куда эти деньги тратятся. Нет даже намека на осуществление в 2005 году масштабных инвестиционных проектов. Деньги либо выводятся из России, либо правительство замораживает дополнительные доходы в Стабилизационном фонде как заначку на "черный день".