Итак, национализация по Пузановскому признается возможной только в целях обеспечения стратегической безопасности государства, но не допускает принудительной реквизиции и конфискации путем выкупа собственности. Оппоненты принятого документа возражают против положения, которое разрешает национализацию, если она обеспечит "устойчивый экономический рост народного хозяйства". Выходит, что собственнику придется доказывать соответствие характера своего бизнеса государственным интересам.
Помимо того, законопроект разрешает отчуждать собственность в случае банкротства предприятия, если эта мера может привести к его закрытию и массовым увольнениям наемного персонала. С учетом несовершенного действующего Закона "О банкротстве" под эту планку можно подвести любое предприятие, даже самое эффективное. Несогласные с Пузановским депутаты отметили, что данное положение позволит государству стать активным игроком в процессе перераспределения собственности. Некоторым думцам показались некорректными положения законопроекта, в котором национализация возможна в целях защиты "общественной морали и здоровья человека". В этом случае под отчуждения сегодня можно легко подвести любой ночной клуб или казино.
К числу других спорных моментов эксперты относят положение, которое позволяет собственнику защищать свои имущественные интересы в составе экспертной комиссии. Дело в том, что в состав этой комиссии входят также представители правительства, субъекта Федерации, местных властей и трудового коллектива. Вряд ли в такой компании собственнику, представленному в единственном лице, удастся отстоять свое имущество.
Представитель президента в Думе Александр Котенков считает, что в мирное время национализация возможна только в случае банкротства или незаконной приватизации предприятия. А представитель правительства Андрей Логинов сразу после голосования заявил, что принятый документ противоречит положениям Конституции и целому ряду федеральных законов. Он подчеркнул, что правительство не может поддержать законопроект и собирается внести в Думу свой вариант закона. Странно, однако, что в Белом доме не успели подготовить его к прошедшему чтению. Правительственный вариант предполагает, что национализация может проводиться только после принятия отдельного закона по каждому предприятию. Но и это, в свою очередь, у экспертов также вызывает вопросы - непонятно, зачем тогда вообще нужен новый федеральный закон.
При любом раскладе надо признать, что исполнительная власть оказалась в роли проигравшей стороны. По нынешним политическим временам это редкий случай. Теперь вернуть ситуацию к "нулевой" будет сложно. А вот вносить свой законопроект ко второму чтению правительство уже не может по условиям регламента работы Госдумы.
Хотя ничего невозможного нет. В правительстве уверенно полагают, что во втором чтении проголосованный законопроект будет провален. Тогда можно будет начинать все сначала.