- Евгений, вы долгое время работали в частной телекомпании и теперь почти год - в государственной. Почувствовали разницу?
- В профессиональном отношении абсолютно нет никакой разницы, тем более сейчас, когда у нас столько перемен: "Вести" реорганизованы, пришли новое руководство, новые сотрудники. Все это заметно оживило работу. Отличие только в одном - в политике частной и государственной телекомпаний. Но у меня в этом смысле нет особых проблем, потому что, работая здесь, я не вступаю с собой во внутренние противоречия. То, как и что мы делаем, в принципе отвечает моим взглядам на происходящее в стране.
- На канале НТВ у вас не было противоречий с его политикой?
- Не было. Но тогда и политика была другой. Теперь на НТВ она кардинально изменилась, что абсолютно не отвечает моим внутренним взглядам.
- Что вы имеете в виду, говоря о переменах в политике НТВ?
- Раньше мы все, в том числе и зрители, наблюдали сотрудничество этой корпорации с властью. Во всяком случае, с какой-то ее частью. К сожалению, теперь очевидно жесткое противостояние. И вряд ли все можно списывать на проблему самих властей. На мой взгляд, должно быть если уж и не сотрудничество, то нормальное взаимодействие с руководством страны. Без этого нельзя себе представить взвешенную и объективную работу журналиста.
- У вас как у ведущего уже появился свой стиль?
- Исходя из собственного, пусть и небольшого журналистского опыта могу сказать, что свой стиль придумать просто невозможно. Все, что относится к этому понятию, формируется постепенно в процессе работы. Конечно, стиль репортера и стиль ведущего - разные вещи. Но самое главное, что я понял, это, во-первых, нельзя казаться умнее или хитрее, чем ты есть на самом деле, а во-вторых, необходимо быть максимально честным перед своими зрителями - ничего специально сыгранного, все должно быть естественно. Обман всегда очень быстро проявится. Не стараюсь показывать себя лучше или хуже, чем я есть на самом деле, - это, наверное, мой стиль. Конечно, меня могут воспринимать по-разному. Кто-то недавно сказал мне в шутку, что я выгляжу на экране как молодой Знайка. Смешно, но если так, что ж, значит, такая у меня внешность и манера говорить.
- Вы придерживаетесь каких-то правил, отбирая новости для эфира?
- Мы стараемся быть объективными и давать сбалансированные, взвешенные новости, стремимся к тому, чтобы, ни в коем случае не забывая плохое (мы обязаны показывать и негативные события, если они есть), обращать внимание и на все остальное. Скажем, наряду с проблемами, возникшими в Приморье, в Ростовской области открыли храм, который был затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища. Мы не имеем права лишать общество объективного, реального представления о происходящем вокруг.
- Вы по-прежнему после каждого выпуска "Вестей" созваниваетесь с Олегом Добродеевым?
- После каждого выпуска у нас проходят внутренние летучки, на которых мы вместе с главным редактором "Вестей" Сашей Абраменко подробно разбираем, как прошел эфир. Конечно, я стараюсь позвонить и Олегу Борисовичу. Его профессиональный опыт и знания бесценны, он всегда может что-то подсказать. Иногда созваниваюсь с Владимиром Кулистиковым, председателем правления агентства "РИА-Новости". Мы с ним тоже друг друга прекрасно знаем - раньше он работал главным редактором службы информации НТВ.
Несмотря на почти год работы в "Вестях", считаю себя начинающим ведущим, и советы опытных людей мне весьма и весьма полезны - не из-за того, что я боюсь что-то не так сказать или не то поставить, а потому, что мы стремимся к профессиональной работе, где ошибки просто недопустимы.
- На РТР перешло немало известных репортеров с канала НТВ, который, как известно, всегда отличался командой профессионалов. Можно ли говорить, что в информационной части РТР сформировался такой же коллектив?
- У нас наметилась тенденция к формированию команды - и корреспондентской, и редакторской. Публика в "Вестях" довольно разношерстная, куда входят не только москвичи, а люди из Петербурга, Екатеринбурга, Пензы, Сыктывкара - очень толковые репортеры, которые могут прекрасно работать. Мне кажется, в последнее время качественный уровень "Вестей" значительно вырос.
- Страсти по поводу вашего перехода на РТР уже улеглись, но все-таки какие у вас отношения с теми, с кем вы работали раньше?
- Я бы сказал: спокойные. Так уж сложилось, что я и там, да и здесь тоже, не вел и не веду бурной общественной жизни: не устраиваю, скажем, застолий, не организую каких-то походов и т.д. Всегда придерживаюсь жесткого графика: из дома - на работу, с работы - тут же домой и все. С кем-то, безусловно, общаюсь. Но это два-три человека, с которыми и раньше я поддерживал дружеские отношения.
- Многие расценивали ваш уход с НТВ как предательство. Вас это не оскорбляло?
- Нет, не оскорбляло. Если кто-то счел мой уход с НТВ предательством, то это абсолютная глупость. А как всякая неумная вещь, это не может меня оскорблять, разве что - задевать.
- Это был рациональный шаг?
- Нет, абсолютно иррациональный. Я не стремился улучшить свое благосостояние, и у меня никогда не было жадного блеска в глазах при мысли о том, что стану ведущим. Пошел, потому что пошел. Я спокойно работал в качестве репортера, и у меня это получалось - по крайней мере, какое-то общественное признание я чувствовал. Меня даже наградили премией "ТЭФИ". Зато сейчас мне приятно наблюдать, как наша телекомпания начинает постепенно вставать на ноги. Если раньше я приходил работать в стабильные, уже выстроенные системы, то теперь сам участвую в создании телекомпании. И я рад этому.
- В "Вестях" вам приходится давать информацию, касающуюся ситуации с НТВ. Что вы при этом ощущаете?
- Мы редко даем информацию об НТВ, потому что происходящее там - это исключительно внутренние корпоративные дела "Медиа-Моста" и вмешиваться не очень хочется, чтобы кто-то не думал о какой-то нашей заинтересованности. В конце концов мы с ними коллеги и отнюдь не радуемся их проблемам. Но хотелось бы, чтобы на рынке электронных СМИ сохранялся довольно мощный конкурент, что в первую очередь нас подстегивает к более качественной работе. Но если события на НТВ имеют место быть, мы о них рассказываем максимально отстраняясь. Не надо думать, что между нашими каналами есть какая-то вражда. Есть конкуренция, может быть, более жесткая, чем, допустим, с каналом ОРТ, с которым у нас сложились более партнерские отношения, хотя он тоже наш конкурент.
- Что для вас интереснее: быть репортером или ведущим?
-И то, и другое мне одинаково интересно. Репортером я много ездил, посмотрел страну, мир. Но и здесь тоже есть возможность командировок. Плюс появилось новое видение событий, и этот опыт для меня - самое главное. Если раньше в качестве репортера я видел лишь свой сюжет, то теперь - не только отдельные репортажи, а целую программу. И это для меня не менее интересно.