По преподавателям было видно: личности неординарные. Отличалась и обстановка: витражи, сюрреалистическая живопись в интерьере. Стоимость обучения, правда, тоже отличалась: 3000$. Но зато поступающих устраивало обещанное пятилетнее образование по специальностям - PR, маркетинг, реклама, управление персоналом; отсрочка от армии при условии параллельного обучения в МИФИ (правда, за дополнительные 600$ в год).
Вначале все было прилично. Авторские программы обучения, неформальное ведение лекций, надежда на государственные дипломы.
Но вскоре мы стали замечать что-то неладное. Началось все с такой невинной вещи, как исчезновение таблички на фасаде здания. В МИФИ тоже начались трудности: администрация заявила, что учебная программа не укладывается в один день в неделю. Эксперимент над учебным планом превратился в эксперимент над студенческими судьбами. Многие из нас работали, поэтому оставаться в МИФИ не могли. Значит, всем грозило "загреметь" в армию, потеряв время и деньги.
А в RISCе, кроме таблички, исчез и контакт с администрацией. Ректор вуза, он же фактический владелец Александр Юрьевич Борисов, уходил от всех вопросов. В учебной части стала царить нервозная обстановка, от прежней стильности не осталось и следа.
И тогда мы решились прояснить ситуацию на стороне. Первое, что пришло на ум, - Министерство образования. Но, как оказалось, наивности нашей не было предела. Когда я вошел в кабинет одного из чиновников, то услышал что-то типа: "У нас под тыщу учебных заведений, и если каждый студент ходить станет...". Но мы все-таки добились ответа. Оказалось, что лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования в текущем году RISC не имел: документ оказался просроченным. Да и тот свидетельствовал не о праве на пятилетнее обучение, как рекламировалось, а на четырехлетнее, по программе бакалавра. И это была не единственная неправда: государственной аккредитации администрация так и не добилась.
Тогда и началось знаменитое противостояние, которое перешло в настоящую информационную войну. Мы - студенты - организовали штаб, наладили выпуск листовок, на что администрация ответила своими листовками (к оформлению привлекли даже Андрея Бильжо с его Петровичем!).
Под напором требований объясниться и предъявить необходимые документы руководство объявило о собрании. Однако вместо долгожданной встречи со студентами решили провести... родительское собрание без студентов. И это в вузе с вечерней формой обучения, где большинству учащихся за 20 лет! Дошло до смешного: студентка, получающая в RISCе второе высшее образование, попыталась пройти на это самое собрание хотя бы как мама: ее дочь тут училась на первом курсе. Так и ее не пустили!
Внутренняя информационная война докатилась до центральных газет и телеканалов. Мы и не представляли, какое осиное гнездо разворошили. Примерно через неделю после выхода первой статьи на нас вышли некие люди и предложили встретиться. Тогда я понял: есть такие "акулы", по сравнению с которыми наш Борисов - просто мальчик. За громадным столом сидели мы, представители от студентов, администрация RISCа и еще около полутора десятков владельцев вузов. Предстояло быть суду. Первым взял слово председатель. По его словам, этот скандал наносит ущерб всей системе высшего образования. Подвесив нас на чаше весов правосудия, он дал слово Борисову. Весь запал владельца RISCа сводился к тому, что студенты зомбированы (!), некие люди ставят на них опыты, а заодно отнимают у него бизнес. Его сосед со шварценеггеровской фигурой и наколкой на руке "Толян" согласно кивал головой. Тем не менее собрание постановило: RISC виноват перед студентами!
Сейчас эта громкая история в прошлом. Мы, зачинщики информационного студенческого бунта, распрощались с RISCом. Общественное мнение приняло нашу сторону. Теперь мы знаем, что такое права человека и как за них бороться. Знайте: вас могут объявить зомби, инопланетянином или агентом ЦРУ. Паниковать не надо: затем и объявляют, чтобы запаниковали. Поняли мы и то, что в одиночку человек перед лицом собственников вузов и чиновников беззащитен. Поэтому мы и решили создать общественную организацию "Содружество студентов", которую уже и зарегистрировали в Москве.
В наш штаб, расположившийся в гостинице "Молодежная", ребята приходят с самыми разными проблемами. Студент одного вуза жаловался на то, что оплатил обучение, но теперь за любую услугу, даже получение справки, администрация требует дополнительных денег. В другом вузе выдавали студенческие проездные билеты только при условии вступления в некий профсоюз, за что требовали по 60 рублей. Я уже не говорю о задержках стипендий - это уже классика.
Когда нас унижают, обманывают и шантажируют, мы чаще всего молчим. В нас вдолбили, что так и должно быть, ничего не изменить. Мол, всегда у нас воровали, воруют и будут воровать. Признаюсь, и у меня часто опускались руки. Я знаю, как тяжело пересилить слабость, не поддаться сомнениям. Но главный наш враг - рабский страх. Мы готовы вместе с вами бросить ему вызов. Бросить и победить.