В комиссию вошли представители администрации Красноярского края и сотрудники УВД, транспортники, нефтяники, специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они должны былы разобраться, что здесь происходит, и решить, есть ли необходимость немедленно эвакуировать людей. В Туре введен режим чрезвычайного положения. В поселке почти не осталось топлива, его запасов хватит на день-два.
В квартире учительницы средней школы Надежды Трубочниковой температура воздуха не поднимается выше 7 градусов. Не спасает даже печка. С электричеством - постоянные перебои: отключают свет без предупреждения, когда угодно. В школе - тоже холодно. Детей отпустили на каникулы, а учителя несут круглосуточную вахту, чтобы батареи в классах не перемерзли окончательно и не лопнули. Учительские зарплаты, кстати, задерживают на четыре месяца.
В больнице пока относительно тепло, она греется от центральной котельной. Если в котельной что-то случится, больные в момент окажутся на морозе. Необходим автономный источник отопления. Непредсказуемость завтрашнего дня - самое страшное. Поэтому телеграммы о возможной эвакуации больницы отправлены в Красноярск, в Москву, лично Путину.
Главный врач Жанна Пичуева рассказывала, что недавно во время операции отключили свет. Хирург со скальпелем в руках полтора часа стоял возле пациента и ждал. Слава Богу, операцию удалось довести до конца... А чтобы сделать банальный рентгеновский снимок, от электросети приходится отключать всю больницу.
В полузамерзшем состоянии находится школа-интернат. Основную часть детей, тех, кто на зиму приезжает сюда из дальних поселков, развезли по домам. Остались 39 сирот, которые живут в спальном корпусе, в двух комнатах, там, где потеплее.
- Дважды у нас случались аварийные ситуации, - говорит директор Светлана Карачакова. - В котельной то нефти не было, то она замерзала. К счастью, как-то выкрутились. Столовая работает, уж если она выйдет из строя - это будет полный крах. Все беды оттого, что в прошлом году не было каравана. Раньше нам по реке завозили одежду, продукты, канцтовары, стройматериалы для ремонта. Сейчас нет ничего.
Северный завоз прошлым летом был сорван. Не сумев расплатиться с Енисейским речным пароходством еще по старым долгам, губернатор автономного округа Александр Боковиков, вовсе отказался от его услуг. Уголь, которым Эвенкия всегда обогревалась, остался на материке, а две баржи с дизельным топливом до Туры не дошли, их отправили в путь слишком поздно, с нарушением всех сроков. Сейчас они, вмерзшие в лед, стоят у поселков Учами (290 км от Туры) и Тутончаны (410 км). Там 2100 тонн топлива, их хватило бы дней на 20-25. Еще 1500 тонн находятся почему-то в Усть-Илимске, еще часть - в Красноярске. Как теперь все это доставить в округ - загадка.
Губернатор сетует на то, что правительство выделяет Эвенкии мало денег. По его словам, из запрошенных на этот год 400 миллионов рублей обещано 135 миллионов. Тем более тратить деньги надо экономно. На первый взгляд, губернатор именно так и поступил: в целях экономии решил топить котельные сырой нефтью, которая добывается здесь, в Эвенкии, и по сравнению с привозным углем стоит в три раза дешевле. По замыслу губернатора, нефть должны доставлять в Туру по зимникам, с помощью автотранспорта. Но вряд ли целесообразно, как теперь выясняется, кардинально менять отлаженные десятилетиями схемы, никак не подготовившись.
- В сентябре было принято решение пробивать зимники на два месяца раньше срока - обычно это делается в феврале-марте, - говорит начальник управления по чрезвычайным ситуациям автономного округа Владимир Тронько. - С конца декабря действует зимник через Байкит. 19 машин прибыли, а 5 так и остались в тайге - из-за морозов, поломок не смогли дойти.
- Если сможем собрать десяток машин, то, конечно, поможем административному центру, - говорит заместитель главы Байкитского района Виктор Музыкантов. - Но их надо обеспечить топливом, маслом, которых у нас в обрез. К тому же на зимнике в 600 километров есть такие участки, которые ни проехать, ни пройти. Сейчас повезли цемент, чтобы ямы ликвидировать. Думается, спасти положение можно только с помощью самолета.
Самолет, действительно, помог. В самые сильные морозы по договору с якутской компанией "Алмазы России" из Мирного в Туру курсировал Ил-76. За два-три рейса в день он доставлял до 50 тонн нефти. Но в день-то требуется почти 100 тонн! А губернатор уже строит новые фантастические планы.
- Обстановка в Туре сложная, но не катастрофическая, - говорит он. - Никто не паникует. Другое дело, что в 60 градусов мороза солярка замерзает, но это, в конце концов, не от нас зависит. При чем здесь мы, администрация округа? Нам надо обязательно добывать свой уголь, хотя бы 10-20 тысяч тонн. Сейчас буду просить у губернатора Александра Лебедя, у якутской компании "Алмазы России" технику. С остальным справимся сами. Уголь у нас высококалорийный, находится в 180 километрах от Туры.
Надо сказать, новая идея губернатора повергла в шок даже его единомышленников. К залежам угля нет дороги, площадка под будущий разрез никак не обустроена, завалена снегом. Даже если сейчас начать ее освоение, при идеальном раскладе пробную партию угля можно получить только осенью.
Комиссия предлагает следующее.
Во-первых, необходимо продолжать использовать авиатехнику. Да, это самый дорогой, но зато самый надежный вариант. Во-вторых, необходимо срочно сформировать колонну вездеходов для работы на зимниках. Красноярск мог бы помочь машинами, запчастями. Но как их быстро доставить в Туру - вот в чем вопрос. В-третьих, людей из Эвенкии решено не эвакуировать. Пока.
Каждый новый день люди начинают здесь с вопроса: хватит ли сегодня тепла, чтобы выжить? Завтра на этот вопрос может прозвучать отрицательный ответ.