Три белых коня и другие новогодние радости

В Коломенском – россыпь зимних выставок. И не только в нем

Хитрости соколиной охоты, секреты русской тройки, история новогодней елки... О чем только не рассказывают экспозиции, развернутые в знаменитом деревянном дворце царя Алексея Михайловича и поблизости от него. И это только малая часть музейных проектов столицы, связанных с темой Нового года.

Хоть хоромы в Коломенском и считались летней резиденцией «тишайшего» царя, зимним забавам тут тоже находилось место. Соколиная охота — как раз из них. Второй правитель из династии Романовых ее просто обожал. При нем в Коломенском и была устроена первая кречатня.

В придворном журнале за 1657 год указано, что государь приезжал сюда охотиться более двадцати раз. Это была крупнейшая в Европе придворная охота с ловчими птицами. Царь лично принимал участие в составлении первого профессионального руководства для ловчих под названием «Урядник сокольничего пути». Немудрено, что именно в Коломенском в конце этого года открылся Соколиный двор, единственное место в Москве, где можно понаблюдать за полетом ловчих птиц — соколов-балобанов, канюков и ястребов-тетеревятников — и узнать, как их обучают охотничьему ремеслу.

Погрузиться, так сказать, в историю вопроса можно на выставке «Соколиная охота в Коломенском», открывшейся в Доме сокольника. Традицию, заложенную предком, свято соблюдали и его преемники, охотившиеся не только в Коломенском, но и в окрестных подмосковных лесах, включая самый знаменитый царский заказник — Сокольники. Со временем охота с ловчими птицами перестала быть прерогативой высшей знати, превратившись на Руси, можно сказать, в национальный «спорт». Недаром в 2010 году ЮНЕСКО включило соколиную охоту в список объектов нематериального наследия человечества.

Увидеть выезд сокольника с ловчей птицей можно тут же, в Коломенском

 

Выставка на иную, но родственную тему — в залах Сытного двора: здесь царит птица-тройка. Для нашего человека она воплощает в себе и бесконечность родимых просторов, и удаль, и скорость. И даже загадку русского характера, если вспомнить хрестоматийное гоголевское: «И какой же русский не любит быстрой езды». Все, чего вы не знали о самом быстром способе передвижения в доавтомобильную эпоху, собрано на выставке «Русская тройка: история, традиции, культура». Экспонаты для нее предоставили два десятка крупнейших музеев, включая Российский этнографический и Дарвиновский, Биологический имени Тимирязева и Музей связи имени Попова, Новгородский и Ростово-Ярославский музеи-заповедники.

По количеству посвященных ей песен и стихов тройка давно обогнала любой иной способ преодоления пространства. Кажется, что она существовала всегда, ведь историкам пока не удалось обнаружить документов, проливающих свет на дату рождения этого чуда. Самым древним из представленных на выставке является указ царя Фёдора Алексеевича, третьего из Романовых и старшего брата Петра I, датированный 1680 годом. Государь поручал начальнику Ямского приказа боярину Алексею Петровичу Головину для состоящих в казенной службе ямщиков на Смоленском и Новгородском трактах изготовить специальные кафтаны с красными орлами на спине, дабы их не задерживали в дороге.

Запрячь в повозку или сани трех лошадей можно пятью разными способами, но самым эффективным является русский, придуманный специально для быстрой езды на дальние расстояния — он позволял развивать скорость от 20 до 40-45 км/ч. Секрет быстроты русской тройки в том, что коренник идет рысью, а пристяжные — галопом. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Для такой не всякий скакун пригоден. Истории лошадей, правилам их содержания и ухода посвящен отдельный раздел экспозиции.

Скульптуру Евгения Напса «Тройка зимой», отлитую в Каслях в 1880 году, предоставил на выставку частный коллекционер

А по соседству разместились сани и тарантасы из собрания музея-заповедника «Коломенское». А еще расписные дуги XIX века, детали упряжи века XVIII и бубенчики, которым больше тысячи лет. Историки подсчитали, что ни в одной другой стране мира не было такого разнообразия транспортных средств, «мотором» для которых служила тройка — карета, кибитка, бричка, шарабан, кабриолет (тот самый, в честь которого назван тип автомобильного кузова). На картинах, гравюрах, открытках, представленных в экспозиции — все их обширное семейство. В 1911 русская тройка покорила Всемирную выставку в Лондоне. Люди сведущие утверждают, что человечество, ведущее неравный бой за экологию, еще вспомнит о птице-тройке.

Под сводами дворца царя Алексея Михайловича раскинулось сказочное королевство главной героини зимних праздников — выставка под названием «Три века русской елки». Обычай встречать наступление нового года 1 января установился в России при Петре I. В прежние времена новолетие праздновалось 1 сентября и считалось праздником сугубо религиозным — этот день надлежало посвящать усердной молитве, дабы заручиться благословением Создателя на наступивший год. Маскарады, фейерверки, ломящиеся от яств столы и убранство из хвойных ветвей — все это пришло в нашу жизнь по именному указу царя-реформатора от 20 декабря 1699 года.

Разделение на сакральное и мирское прошло достаточно безболезненно, ведь встрече нового года предшествовало Рождество, по старому стилю отмечавшееся 25 декабря. Писал государь сей указ собственноручно, росчерком пера перенося начало года на 1 января и предписывая подданным встречать его «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Увидеть этот уникальный документ, хранящийся в Российском государственном архиве древних актов, можно собственными глазами.

Привычная нам елка, увенчанная золотой звездой, украшенная орехами и сластями, появилась тоже благодаря царской фамилии, точнее — великой княгине Александре Федоровне. Принцесса Шарлотта (природное имя супруги Николая I) привезла этот обычай из родной Пруссии, обожавший ее муж не противился милому увлечению молодой жены. Историки считают, что впервые нарядная ель была установлена в личных покоях Александры Федоровны в Малом Кремлевском дворце. В 1819 году елку установили в Аничковом дворце в Петербурге, ставшем резиденцией Николая Павловича. Вскоре нарядная елка стала главной радостью его детей, а когда Николай взошел на престол, примеру царской семьи последовали сначала придворные и высшая знать, а с последней четверти XIX столетия традиция стала практически повсеместной.

Пространство выставки похоже на ларчик с сюрпризами — елочные игрушки, подставочные фигуры, устанавливавшиеся под елкой, поздравительные открытки, подарочные коробки и вкладыши в них, приглашения на обеды по случаю рождественских и новогодних торжеств и даже меню праздничных застолий. Однако европейские традиции на Руси никогда не вытесняли местных старинных обычаев, подчас уходящих корнями в язычество. Как плясали, на что гадали, какие желания загадывали — обо всем этом тоже повествует выставочная экспозиция, в создании которой приняли участие шестнадцать ведущих музеев-заповедников, от Александровой слободы и Углича до Егорьевска, Костромы и Дмитрова.

Такие афиши приглашали горожан на новогодние торжества 1860 года

P.S. И это только малая часть праздничных проектов, подготовленных столичными музеями — одни уже открылись, другие вот-вот стартуют, и мы обязательно расскажем о них в наступающем году. Ну а там, хоть елочные игрушки вернутся на дальние антресоли, но, заботливо уложенные в коробку, они будут напоминать нам о том, что до следующего Нового года совсем не так далеко.