Стратегия «Роснефть-2030» может служить примером для крупнейших нефтегазовых компаний
Сохранение надежности поставок доступной и чистой энергии в совокупности со снижением выбросов парниковых газов стали главными постулатами новой стратегии развития «Роснефти», рассчитанной до 2030 года. Крупнейшая нефтяная компания России досрочно выполнила большинство ориентиров предыдущей стратегии — до 2022 года — и презентовала инвестиционному сообществу свои новые планы развития. Если брать в расчет масштаб и охват деятельности, новая стратегия «Роснефти» не только не уступает, но и превосходит аналогичные планы крупнейших нефтегазовых мейджоров планеты.
Основные принципы новой стратегии компании обозначены в названии документа — «надежная энергия и глобальный энергетический переход». Для «Роснефти» это не просто слова. Компания по итогам 2021 года досрочно достигла большинства целевых ориентиров, заданных в стратегии «Роснефть-2022». Новая стратегия направлена на развитие достижений предыдущей стратегии и в то же время учитывает актуальные тенденции, связанные с климатической повесткой, глобальным энергетическим переходом, необходимостью надежных поставок доступной и чистой энергии.
Стратегия «Роснефть-2030» предусматривает снижение углеродного следа при дальнейшем увеличении операционной и финансовой эффективности деятельности компании. В этом отношении «Роснефть» ставит перед собой самые амбициозные задачи. Основная цель компании заключается в достижении чистой углеродной нейтральности к 2050 году. При этом конкретные ходы по реализации такой программы уже разработаны и охватывают практически всю сферу деятельности предприятий «Роснефти».
В частности, для достижения поставленной цели компания планирует использовать низко-углеродную генерацию, потенциал природного поглощения лесов, развивать энергосберегающие технологии и технологии по улавливанию и хранению углерода.
Представлены и конкретные цели. К 2030 году «Роснефть» намерена сократить выбросы в атмосферу на 25% по сравнению с 2020 годом. При этом в качестве промежуточной цели предполагается снижение выбросов на 5% к 2025 году. В соответствии с инициативой Всемирного банка «Роснефть» будет также добиваться достижения нулевого рутинного сжигания попутного нефтяного газа, причем собирается осуществить все необходимые мероприятия на пять лет раньше, чем предполагалось в Плане по углеродному менеджменту до 2035 года, представленном всего год назад. Кроме того, компания планирует сократить интенсивность выбросов метана ниже 0,2%, перевести собственный транспорт на низкоуглеродное топливо, развивать сеть газомоторного топлива и сеть зарядных устройств для электромобилей, а также производить и реализовывать авиатоплива со сниженным углеродным следом.
В «Роснефти» ожидают, что благодаря новой стратегии будут укреплены позиции компании на мировом рынке углеводородов в качестве надежного производителя и поставщика энергоресурсов и при этом минимизируется воздействие на климат и окружающую среду. Также предусмотренные документом меры будут способствовать достижению целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, Парижского соглашения по климату, а также 17 Целей устойчивого развития ООН.
«Новая стратегия «Роснефти» — это не просто сухие цифры. Важно осознавать, что за целевыми показателями стоит гигантская работа по изменению технологических процессов, масштабные инвестиции, системный, стратегический подход, — рассказал инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Всего год назад «Роснефть» представила свой амбициозный план по углеродному менеджменту — первый подобный документ среди российских крупных компаний, в котором обозначались долгосрочные цели по контролю над выбросами. И инвестиционное сообщество высоко оценило этот план».
По мнению Суверова, в новой стратегии «Роснефть» подняла планку еще выше и дала обязательства достичь ряда ключевых климатических показателей на пять лет раньше запланированного срока. Среди них — достижение нулевого рутинного сжигания попутного нефтяного газа и сокращение интенсивности выбросов метана ниже 0,2%.
Стратегия «Роснефть-2030» определяет стратегические цели и приоритеты нефтяной компании для всех сегментов бизнеса и включает в себя разведку и добычу нефти и газа, переработку, коммерцию и логистику. Цель такого всестороннего развития — повышение эффективности деятельности ключевых бизнес-направлений и увеличение акционерной стоимости компании.
Одной из ключевых стратегических целей компании остается увеличение выплат акционерам и рост доходности. «Роснефть» нацелена на формирование устойчивого свободного денежного потока в среднесрочной перспективе и его увеличение — в долгосрочной. С учетом достижения целевых ориентиров, заложенных в новой стратегии, ожидается, что свободный денежный поток компании более чем удвоится к 2030 году.
По итогам девяти месяцев 2021 года показатель уже вырос в 2,5 раза относительно аналогичного периода 2020 года и составил 880 млрд рублей (12 млрд долларов). Показатель остается положительным уже 10 лет подряд.
Важным пунктом стратегии является намерение «Роснефти» сохранить лидерство по удельным затратам на добычу. Высокая эффективность добывающих активов позволяет компании на протяжении многих лет удерживать затраты на добычу углеводородов на уровне значительно ниже среднеотраслевых показателей. По итогам девяти месяцев 2021 года уровень удельных операционных затрат на добычу углеводородов составил 2,6 доллара на барр. н. э. — самый маленький показатель в отрасли. Для сравнения: аналогичный показатель у британской BP (без учета добычи «Роснефти») — 6,96 доллара на барр. н. э., у бразильской Petrobras — 6,6 доллара на барр. н. э., у китайской PetroChina — 11,36 доллара на барр. н. э.
В области добычи углеводородов целевым ориентиром стратегии «Роснефть-2030» является показатель в 330 млн тонн н. э. Ключевыми драйверами роста производства станут флагманский проект «Восток Ойл», реализуемые крупные нефтяные (включая Русское, Юрубчено-Тохомское, Северо-Даниловское и Северо-Комсомольское месторождения) и газовые проекты («Роспан», «Харампур» и другие). Доля газа в общем объеме добычи углеводородов вырастет до 25% к 2025 году.
«Роснефть» приступила к реализации проекта «Восток Ойл» на севере Красноярского края в 2020 году. Проект включает в себя 52 лицензионных участка, в границах которых расположены 13 месторождений нефти и газа, в том числе Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения, а также новые, уникальные по запасам перспективные месторождения: Пайяхское и Западно-Иркинское.
Низкие удельные затраты на добычу, а также низкий углеродный след, уровень которого на 75% меньше, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире, делает «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире. Ресурсная база проекта составляет более 6 млрд тонн нефти (44 млрд баррелей) с уникально низким содержанием серы 0,01-0,04%. Ресурсная база сопоставима с крупнейшими нефтяными провинциями Ближнего Востока или сланцевыми формациями США. Высокое качество сырья исключает потребность в отдельных установках на НПЗ и значительно сокращает объем выбросов парниковых газов в рамках проекта.
Планируется, что к 2030 году добыча нефти на «Восток Ойле» составит порядка 100 млн тонн. Логистическим преимуществом проекта «Восток Ойл» является возможность поставок сырья с месторождений сразу в двух направлениях — на европейские и азиатские рынки.
К проекту уже присоединились партнеры: Trafigura приобрела долю 10%, консорциум во главе с Vitol — 5%.
«Разумный подход к требованиям энергоперехода и отсутствие истеричной «зеленой» компанейщины в планах компании привлекают внимание инвесторов. Подтверждение тому — значительный рост капитализации «Роснефти» и интерес крупнейших международных компаний к флагманскому проекту «Восток Ойл». Именно «Восток Ойл» играет ключевую роль в новой стратегии «Роснефти». Рост доли газа в общем объеме добычи компании также является важным элементом бизнеса», — отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
По его словам, в основе новой стратегии «Роснефти» «лежит точный, почти ювелирный расчет и стратегическое планирование». «Компания досрочно достигла ранее заявленных целевых ориентиров и чувствует в себе силы развить и приумножить этот успех. Нет никаких сомнений, что задачи новой стратегии также будут успешно выполнены», — заявил Андрианов.
Отдельное место в стратегии «Роснефть-2030» уделено вопросам экологии и промышленной безопасности. Компания продолжит работу над сохранением биоразнообразия, а также будет активно внедрять принципы циркулярной экономики. «Роснефть» также подтверждает ранее заявленные цели по 100-процентной утилизации отходов и рекультивации земель «исторического наследия».
Компания планирует выйти на качественно новый уровень промышленной безопасности, выделяя в качестве приоритета стремление к нулевому смертельному травматизму и нулевой аварийности. Продолжится реализация корпоративных и социальных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала и вносящих существенный вклад в реализацию национальных приоритетов Российской Федерации.
По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, с принятием новой стратегии заложен фундамент развития компании на десятилетия вперед. «Новая стратегия будет способствовать более чем двукратному увеличению свободного денежного потока к 2030 году и обеспечит стабильный рост стоимости компании для акционеров и инвесторов. При этом цели стратегии по снижению выбросов подтверждают статус компании как ответственного поставщика энергоресурсов и одного из лидеров энергоперехода в РФ», — заявил он.
«Новая цель по достижению чистой углеродной нейтральности к 2050 году — важный шаг, отражающий высокую ответственность компании перед мировым сообществом. «Роснефть-2030» — это стратегия, в которой сбалансированы вопросы устойчивости и акционерной доходности и которая позиционирует компанию как уверенного лидера отрасли», — добавил член совета директоров ПАО НК «Роснефть», бывший глава британской BP Роберт Дадли.
Эксперт ТПП Дмитрий Полохин считает, что новые цели «Роснефти» не уступают планам по энергопереходу крупнейших мировых нефтегазовых мейджоров, а если брать в расчет охват, масштаб и сложность деятельности компаний, «Роснефть» — безусловный мировой лидер.
«Компании удалось найти баланс между требованиями энергоперехода и «зеленой» повестки, с одной стороны, надежностью поставок и прибыльностью бизнеса — с другой», — добавил он.
«Менеджмент «Роснефти» всегда отличался стратегическим мышлением, а также разумным подходом к развитию нефтегазовой отрасли в эпоху энергоперехода. Компания не идет на поводу у сторонников немедленного перехода на возобновляемую энергетику», — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
При этом ключевым пунктом новой стратегии компании, по его мнению, является достижение чистой углеродной нейтральности к 2050 году. Это соответствует целям других мейджоров — пионеров энергоперехода в нефтегазовой отрасли. ВР и Total, например, также планируют достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
«Однако, в отличие от других мейджоров, которые избегают любого намека на то, что они относятся к углеводородной энергетике, «Роснефть» не собирается замораживать свои проекты, отказываться от перспективных активов и снижать добычу углеводородов», — подытожил Фролов.